Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Модераторы: проходимец, sedoy64, Мелкий, antuant, RRRoma
Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Ну вот, наступила зима, пора приниматься за отчеты )))
Лето-2015 подарило замечательный маршрут - Омск-Новосибирск-Алтай-Тыва-Хакасия-Кемерово-Новосибирск-Омск. 6 тысяч километров, отличная компания и множество впечатлений. Организатором маршрута был новосибирский клуб Siberia Discovery Team, с которыми в прошлом году мы пару раз забирались в Горный Алтай. Зарегистрироваться для получения категории не получилось, потому классическим техотчетом решили не заморачиваться. Представляю отчет неформальный.
Идейный организатор - клуб Siberia Discovery Team
Танкомобили - ТЛК+МСД
Безбашенная команда - 8 человек
Старт - 21 июля из Академгородка (нск)
Финиш - 4 августа в Бердске
Общий пробег - 6 тысяч км (1800 мои и 4200 в команде)
Старт был запланирован из новосибирского Академгородка, поэтому мне предстояло добраться до места сбора. Попытка покинуть Омск уперлась в визит одного из первых лиц государства и колонну казахстанских раритетных камазов годов так 70-х. Победив эти мелочи , я наконец-то отдалась во власть солнца и долгожданного отпуска. Перегон до НСК был прост. Как говорит навигатор, через 750 км поверните направо. До Новосибирска добралась глубокой ночью и была крайне удивлена отсутствию ям и присутствию освещения. Полюбоваться ночным видом с плотины ОбГЭСа особо не получилось - в Бердске меня уже заждались организаторы с ночлегом. Утром мою машину перегнали в надежное место, а мне пришлось грузиться в ТЛК и вживаться в роль штурмана.
Итак, вся команда в сборе, и, сделав протокольные фотографии, мы отправляемся на юг.
Вот уже позади Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск. Погода благоволит, мы приближаемся к горам, периодически подкрепляясь знаменитыми пирожками из села Сростки.
Вюется знакомая дорога, Катунь поблескивет рядом бирюзой. Почти все участники здесь уже были, поэтому мы не останавливаемся на туристических точках. В прошлом году мы уже лазили по Тавдинским пещерам, убегали от зубров в Чергинском зубропитомнике, разглядывали наскальные рисунки
А сейчас мы стараемся пройти побольше километров, пока есть асфальт. На первую ночевку встали на берегу речушки за Шебалино. Рядом с нами разбил стоянку дикикй, но веселый велотурист, в одиночку отправившийся из Турции в Монголию.
Наконец-то мы вдали от городов и суеты. Здесь прозрачный воздух, настоянный на травах, щебет птах и неторопливый говор горной речки...
Проснулись ни свет ни заря. Все соглашаются, что на Алтае успеваешь высыпаться за 4-5 часов. Довольно шустро проходим Семинский и останавливаемся на перевале Чеки-Таман, чтобы полакомиться беляшами с маралятиной
По дороге ловим счастливый километр и загадываем желания. Вы тоже можете загадать, оно обязательно исполнится!
Прошли по Чуйскому тракту до Акташа. Здесь +30 и новый асфальт. Парадокс - цивилизации почти нет, а асфальт есть.
Курайская степь. Это огромная межгорная котловина на высоте 1500-1600 м над уровнем моря, около 20 км в поперечнике, окружена с юга Северо-Чуйским хребтом, а с севера - Курайским. Отсюда открывается вид на снежные вершины Актру.
Кош-Агач. Здесь нет Газпромнефти, зато есть Расул Для сравнения: в Омске 92-й тогда стоил чуть меньше 30 рублей.
Тем, кому в Монголию, идут прямо на Ташанту, а мы сворачиваем с трассы на пос.Кокоря. Нулевой километр. Заканчивается асфальт и связь. Начинается самая интересная часть маршрута - переход в Тыву.
Здесь многополосное шоссе, которое в дождь может стать глиняной ловушкой
и необычные радужные горы
Больше всего мы переживали за первый брод. Были опасения, что пойдут дожди, река поднимется и переправа станет труднопроходимой. Но мы не вредные - дождя нет, речку проскочили почти ничего не замочив ))
Никто из команды в этих местах не был, поэтому надеемся на навигатор и озиковские карты. Навигатор предлагает идти прямо по камням, мы почему-то соглашаемся... Движемся со скоростью 2 метра в минуту, под колесами редкая трава, из которой торчат булыжники размером с хороший арбуз. Делика страдает - с ее посадкой ползти по таким кочкам очень нелегко и опасно.
Внезапно "направление" уперлось в реку с одной стороны и в гору с другой. Почесав макушки, принимаем правильное решение - выключаем навигатор, разбиваем лагерь, наливаем коньяк. Жизнь налаживается.
Подключаем все имеющиеся гаджеты и узнаем, что мы на высоте 2400, имя реки - Карагай, Тыва - рядом, а нам лучше вернуться к реке Бугузун, чтобы выйти на одноименный перевал. Постановили, что всю экспедицию ночевать будем только возле сочетания река+гора.
***
Такая глубокая тишина бывает только в горах. В ночном небе среди миллиардов звезд растекся Млечный путь. Тишина... Мы здесь совершенно одни. Только мерцающие созвездия молчаливо смотрят на нас из бесконечного космоса.
(продолжение следует)
Лето-2015 подарило замечательный маршрут - Омск-Новосибирск-Алтай-Тыва-Хакасия-Кемерово-Новосибирск-Омск. 6 тысяч километров, отличная компания и множество впечатлений. Организатором маршрута был новосибирский клуб Siberia Discovery Team, с которыми в прошлом году мы пару раз забирались в Горный Алтай. Зарегистрироваться для получения категории не получилось, потому классическим техотчетом решили не заморачиваться. Представляю отчет неформальный.
Идейный организатор - клуб Siberia Discovery Team
Танкомобили - ТЛК+МСД
Безбашенная команда - 8 человек
Старт - 21 июля из Академгородка (нск)
Финиш - 4 августа в Бердске
Общий пробег - 6 тысяч км (1800 мои и 4200 в команде)
Старт был запланирован из новосибирского Академгородка, поэтому мне предстояло добраться до места сбора. Попытка покинуть Омск уперлась в визит одного из первых лиц государства и колонну казахстанских раритетных камазов годов так 70-х. Победив эти мелочи , я наконец-то отдалась во власть солнца и долгожданного отпуска. Перегон до НСК был прост. Как говорит навигатор, через 750 км поверните направо. До Новосибирска добралась глубокой ночью и была крайне удивлена отсутствию ям и присутствию освещения. Полюбоваться ночным видом с плотины ОбГЭСа особо не получилось - в Бердске меня уже заждались организаторы с ночлегом. Утром мою машину перегнали в надежное место, а мне пришлось грузиться в ТЛК и вживаться в роль штурмана.
Итак, вся команда в сборе, и, сделав протокольные фотографии, мы отправляемся на юг.
Вот уже позади Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск. Погода благоволит, мы приближаемся к горам, периодически подкрепляясь знаменитыми пирожками из села Сростки.
Вюется знакомая дорога, Катунь поблескивет рядом бирюзой. Почти все участники здесь уже были, поэтому мы не останавливаемся на туристических точках. В прошлом году мы уже лазили по Тавдинским пещерам, убегали от зубров в Чергинском зубропитомнике, разглядывали наскальные рисунки
А сейчас мы стараемся пройти побольше километров, пока есть асфальт. На первую ночевку встали на берегу речушки за Шебалино. Рядом с нами разбил стоянку дикикй, но веселый велотурист, в одиночку отправившийся из Турции в Монголию.
Наконец-то мы вдали от городов и суеты. Здесь прозрачный воздух, настоянный на травах, щебет птах и неторопливый говор горной речки...
Проснулись ни свет ни заря. Все соглашаются, что на Алтае успеваешь высыпаться за 4-5 часов. Довольно шустро проходим Семинский и останавливаемся на перевале Чеки-Таман, чтобы полакомиться беляшами с маралятиной
По дороге ловим счастливый километр и загадываем желания. Вы тоже можете загадать, оно обязательно исполнится!
Прошли по Чуйскому тракту до Акташа. Здесь +30 и новый асфальт. Парадокс - цивилизации почти нет, а асфальт есть.
Курайская степь. Это огромная межгорная котловина на высоте 1500-1600 м над уровнем моря, около 20 км в поперечнике, окружена с юга Северо-Чуйским хребтом, а с севера - Курайским. Отсюда открывается вид на снежные вершины Актру.
Кош-Агач. Здесь нет Газпромнефти, зато есть Расул Для сравнения: в Омске 92-й тогда стоил чуть меньше 30 рублей.
Тем, кому в Монголию, идут прямо на Ташанту, а мы сворачиваем с трассы на пос.Кокоря. Нулевой километр. Заканчивается асфальт и связь. Начинается самая интересная часть маршрута - переход в Тыву.
Здесь многополосное шоссе, которое в дождь может стать глиняной ловушкой
и необычные радужные горы
Больше всего мы переживали за первый брод. Были опасения, что пойдут дожди, река поднимется и переправа станет труднопроходимой. Но мы не вредные - дождя нет, речку проскочили почти ничего не замочив ))
Никто из команды в этих местах не был, поэтому надеемся на навигатор и озиковские карты. Навигатор предлагает идти прямо по камням, мы почему-то соглашаемся... Движемся со скоростью 2 метра в минуту, под колесами редкая трава, из которой торчат булыжники размером с хороший арбуз. Делика страдает - с ее посадкой ползти по таким кочкам очень нелегко и опасно.
Внезапно "направление" уперлось в реку с одной стороны и в гору с другой. Почесав макушки, принимаем правильное решение - выключаем навигатор, разбиваем лагерь, наливаем коньяк. Жизнь налаживается.
Подключаем все имеющиеся гаджеты и узнаем, что мы на высоте 2400, имя реки - Карагай, Тыва - рядом, а нам лучше вернуться к реке Бугузун, чтобы выйти на одноименный перевал. Постановили, что всю экспедицию ночевать будем только возле сочетания река+гора.
***
Такая глубокая тишина бывает только в горах. В ночном небе среди миллиардов звезд растекся Млечный путь. Тишина... Мы здесь совершенно одни. Только мерцающие созвездия молчаливо смотрят на нас из бесконечного космоса.
(продолжение следует)
-
- Сообщения: 108
- Зарегистрирован: 24 авг 2015, 11:45
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
фотки - бомба!!!
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Татьяна! Поехали уже дальше Если будет красивый рассказ поеду следующим летом.
Не корысти ради, а дела для...
Ремонт автомобилей всех марок http://pioner55.ru/ 9139720342
Мы построили и мы поехали это 2 большие разницы (с)
Ремонт автомобилей всех марок http://pioner55.ru/ 9139720342
Мы построили и мы поехали это 2 большие разницы (с)
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
особенно последняя, мммм звездное небо на фото так ярко выражено, по-моему никогда на фотографиях такого не видела......
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Чудесные пейзажи! Уже который раз не могу туда попасть. Всегда более далёкие лакомые направления подворачиваются)
Выдержка большая и штатив, судя по всему.cla09 писал(а):особенно последняя, мммм звездное небо на фото так ярко выражено, по-моему никогда на фотографиях такого не видела......
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Офигенные фотографии, как снова там побывал
Irbis Я так понимаю Вы перед перевалом ушли в право, как мы с Инной в первый раз по навигатору Гармин, пока не уперлись в гору, потом мы заметили машину, карабкающуюся в гору и привязались за ними, пытаясь нагнать.
Irbis Я так понимаю Вы перед перевалом ушли в право, как мы с Инной в первый раз по навигатору Гармин, пока не уперлись в гору, потом мы заметили машину, карабкающуюся в гору и привязались за ними, пытаясь нагнать.
<<Патриот>> 2015 г.
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Пока готовлю следующую часть. Фоток тьма Улетные пейзажи все впереди.
Звездное небо снимать непросто, особенно когда коньяк отвлекает ))) В качестве штатива использовался кусок скалы. Слишком длинная выдержка дает звездные треки (планета вращается, поэтому на фото звезды из точек превращаются в полоски).
d_den, да, после первого брода ушли направо - думали пройти вдоль речки. Зашли в распадок, арбузы под колесами стали совсем уж непроезжабельными, слева гора, впереди речушка, но брода нет. И никаких признаков автопередвижений. Поэтому пришлось возвращаться.
Звездное небо снимать непросто, особенно когда коньяк отвлекает ))) В качестве штатива использовался кусок скалы. Слишком длинная выдержка дает звездные треки (планета вращается, поэтому на фото звезды из точек превращаются в полоски).
d_den, да, после первого брода ушли направо - думали пройти вдоль речки. Зашли в распадок, арбузы под колесами стали совсем уж непроезжабельными, слева гора, впереди речушка, но брода нет. И никаких признаков автопередвижений. Поэтому пришлось возвращаться.
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
А зачем так долго? Мне и минуту-другую хватало на выдержке держать. Вот не шевелиться это время - это да!) Особенно, если коньяк))
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Серия вторая. Тыва.
Мы уже были на ногах, когда взошло солнце. Наступивший день обещал много интересного и предчувствия не обманули
Выбрались из распадка, в котором ночевали, и стали искать выход к реке Бугузун.
Постепенно камни-арбузы мельчают и местами дисциплинированно лежат строем
здесь не только камни, но и барашки ходят цепочками
Дорога постоянно гуляет вверх-вниз. Дождей не было, сухо, поэтому можно двигаться довольно быстро
Федеральная трасса Алтай-Тыва проходит по руслу реки Бугузун
Местами дорога дает сильный боковой уклон, нервы делиководов не выдерживают и они срезают один из участков. Продольный крен тоже был довольно адреналиновый - из Делики выскочили все. Водитель тоже хотел, но его не выпустили
иногда парням приходится висеть за бортом, компенсируя крен
Забираемся на хребет Чихачева. Это одно из мест обитания легенды гор - снежного барса или ирбиса. Из-за неуловимости и редкой красоты тувинцы считают его мистическим животным. А по преданиям монголов только счастливый человек может увидеть ирбиса.
Технически сложный перевал через хребет Чихачева - Бугузунский перевал. Высота 2608 метров. За спиной Алтай, впереди Тува.
Впереди путь к озерам Ак-Холь и Хиндиктик-Холь
Мы находимся на территории заповедника. Видавший виды указатель может рассказать о многом.
Спускаемся с перевала и попадаем на сырые луговины - верховые болота. На первый взгляд дорога сухая, но чуть в стороне видны следы битвы какого-то колесного существа с болотом.
Иногда я, как и положено штурману, проверяю глубину бродов
Нам встречаются внушительные, но трусливые сарлыки
Впечатляющие пейзажи Тувы. Темный пиксель слева у дороги - делика.
Забираемся на очередной перевал у озера Ак-Холь. С вершины видим, как навстречу нам на перевал поднимаются два джипа. Это омичи!!
Думаю, кое-кто их узнает ))
Соотечественники возвращались из путешествия по Туве. Мы обменялись советами по маршрутам и сделали совместное фото на память.
Такой нам открывается Тыва
Большинство речушек и ручьев мы проходим вброд даже без разведки. Подозреваю, что в сезон дождей тут начинается веселье.
А вот речка чуть побольше, через нее уже перекинут мостик
Делика преодолевает очередной небольшой подъемчик
Очередной раз покружили с навигатором. Забраться на крутую песчаную гору не получилось, поэтому машины пошли в обход. А я напрямую. Пешком. Минут через 20 меня догнали )
В Тыве как в сказке: направо пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь...
Навигатор тут не спасает. Опытным путем вычислили, что самые точные дорожные карты этих мест - maps me. Проверено: тупики на карте в реальности ведут к бывшим стойбищам, а отрисованные дороги ведут туда, куда нужно, хотя вживую на местности почти неразличимы. В общем, если соберетесь в эти места - обязательно ставьте maps me. Но будь готовы к тому, что некоторые названия довольно сильно отличаются. Озеро, в озике называемое Киндыктыкуль, в maps me называется Хиндиктиг-Холь.
Именно к этому озеру с трудновыговариваемым названием мы и направились.
Мы уже были на ногах, когда взошло солнце. Наступивший день обещал много интересного и предчувствия не обманули
Выбрались из распадка, в котором ночевали, и стали искать выход к реке Бугузун.
Постепенно камни-арбузы мельчают и местами дисциплинированно лежат строем
здесь не только камни, но и барашки ходят цепочками
Дорога постоянно гуляет вверх-вниз. Дождей не было, сухо, поэтому можно двигаться довольно быстро
Федеральная трасса Алтай-Тыва проходит по руслу реки Бугузун
Местами дорога дает сильный боковой уклон, нервы делиководов не выдерживают и они срезают один из участков. Продольный крен тоже был довольно адреналиновый - из Делики выскочили все. Водитель тоже хотел, но его не выпустили
иногда парням приходится висеть за бортом, компенсируя крен
Забираемся на хребет Чихачева. Это одно из мест обитания легенды гор - снежного барса или ирбиса. Из-за неуловимости и редкой красоты тувинцы считают его мистическим животным. А по преданиям монголов только счастливый человек может увидеть ирбиса.
Технически сложный перевал через хребет Чихачева - Бугузунский перевал. Высота 2608 метров. За спиной Алтай, впереди Тува.
Впереди путь к озерам Ак-Холь и Хиндиктик-Холь
Мы находимся на территории заповедника. Видавший виды указатель может рассказать о многом.
Спускаемся с перевала и попадаем на сырые луговины - верховые болота. На первый взгляд дорога сухая, но чуть в стороне видны следы битвы какого-то колесного существа с болотом.
Иногда я, как и положено штурману, проверяю глубину бродов
Нам встречаются внушительные, но трусливые сарлыки
Впечатляющие пейзажи Тувы. Темный пиксель слева у дороги - делика.
Забираемся на очередной перевал у озера Ак-Холь. С вершины видим, как навстречу нам на перевал поднимаются два джипа. Это омичи!!
Думаю, кое-кто их узнает ))
Соотечественники возвращались из путешествия по Туве. Мы обменялись советами по маршрутам и сделали совместное фото на память.
Такой нам открывается Тыва
Большинство речушек и ручьев мы проходим вброд даже без разведки. Подозреваю, что в сезон дождей тут начинается веселье.
А вот речка чуть побольше, через нее уже перекинут мостик
Делика преодолевает очередной небольшой подъемчик
Очередной раз покружили с навигатором. Забраться на крутую песчаную гору не получилось, поэтому машины пошли в обход. А я напрямую. Пешком. Минут через 20 меня догнали )
В Тыве как в сказке: направо пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь...
Навигатор тут не спасает. Опытным путем вычислили, что самые точные дорожные карты этих мест - maps me. Проверено: тупики на карте в реальности ведут к бывшим стойбищам, а отрисованные дороги ведут туда, куда нужно, хотя вживую на местности почти неразличимы. В общем, если соберетесь в эти места - обязательно ставьте maps me. Но будь готовы к тому, что некоторые названия довольно сильно отличаются. Озеро, в озике называемое Киндыктыкуль, в maps me называется Хиндиктиг-Холь.
Именно к этому озеру с трудновыговариваемым названием мы и направились.
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
всем здравствуйте!
Подскажите пожалуйста самое благоприятное время посещения Алтая- низкая вода, отсутствие сикораторов.
Irbis, спасибо за фото, посмотрел и понял, что мне надо разнообразить свои болотные вылазки горами!
Подскажите пожалуйста самое благоприятное время посещения Алтая- низкая вода, отсутствие сикораторов.
Irbis, спасибо за фото, посмотрел и понял, что мне надо разнообразить свои болотные вылазки горами!
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
DUD, июль и ли конец июля, на Алтае летающей живности в принципе ооочень мало, а вот в Тыве, да если еще высокая трава
<<Патриот>> 2015 г.
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Irbis, с нетерпением жду самого интересного, как Вы обошли Хиндиктиг-холь , мы дважды там были, очень весело
<<Патриот>> 2015 г.
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Да... Край очень красив со своими впечатляющими панорамами. Но и суров. Как-нибудь надо бы посетить. Ну, и дальше на восток.
-
- Сообщения: 5908
- Зарегистрирован: 27 мар 2012, 20:20
- Название клуба: Омск4х4
- Имя: Игорь
- Откуда: Омск
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Пашу RGD спалили))) Ждем продолжения!!!
- RRRoma
- Сообщения: 2503
- Зарегистрирован: 02 апр 2012, 10:47
- Название клуба: Омск 4х4
- Имя: Роман
- Откуда: 909536867шесть
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
megaric, еще Макса asket`a
Nissan Patrol Y61, бензин+газ+МКПП, 35МТ, CB, 12000lbs, +2"susp - был
УАЗ Патриот 2017, Классик, сток
УАЗ Патриот 2017, Классик, сток
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Класс!
Вот только народ не знакомый и Танюшки как всегда ни на одной фотке нету!
Вот только народ не знакомый и Танюшки как всегда ни на одной фотке нету!
NISSAN PATROL 3 двер. TB 42S, МКПП. Бампера, лебедки, пневмо блокировки, пары 5.13, резина Nankang FT-9 37/12.5, подвеска STEEL STAFF, 4х точечная пневмо подвеска, шнорх, СВ рация, и тд.
Позывной "Внедорожный патруль"
Позывной "Внедорожный патруль"
- Dikiymen
- Сообщения: 6464
- Зарегистрирован: 29 мар 2012, 21:19
- Название клуба: ОООСТО Омск 4х4
- Имя: Александр
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Ну неудобно селфи зеркалкой делать)))Иван 275 писал(а): Танюшки как всегда ни на одной фотке нету!
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
DUD, разнообразить жизнь нужно всегда! А горы - да, манят, притягивают.
На Алтае были в прошлом году после наводнения, когда вода еще не спала, и в конце августа. Комаров не было, клещей ни одного не видели. В Туве тоже не видели ни одного комара. Но тут жара была за 35, может поджарились все ))
Вода в конце июля-августе спадает, на перекатах смотрится интереснее, переправы мельче. Потому и подъем по Бугузуну почти всухую прошли. В сети видела отчет, когда там машины по довольно бурному потоку поднимаются. Мы по воде только местами шли.
d_den, Хиндиктигкит короче, отчет по невыговариваемому озеру почти готов
продолжение в ближайшие дни
На Алтае были в прошлом году после наводнения, когда вода еще не спала, и в конце августа. Комаров не было, клещей ни одного не видели. В Туве тоже не видели ни одного комара. Но тут жара была за 35, может поджарились все ))
Вода в конце июля-августе спадает, на перекатах смотрится интереснее, переправы мельче. Потому и подъем по Бугузуну почти всухую прошли. В сети видела отчет, когда там машины по довольно бурному потоку поднимаются. Мы по воде только местами шли.
d_den, Хиндиктигкит короче, отчет по невыговариваемому озеру почти готов
а что, официально он был в это время где-то под Рязанью?megaric писал(а):Пашу RGD спалили))) Ждем продолжения!!!
продолжение в ближайшие дни
Там на групповом снимке справа от меня четыре омича: RGD, asket и еще двое. К сожалению, не помню, как зовут.RRRoma писал(а):megaric, еще Макса asket`a
а у меня и ник соответствующий Но вообще-то я есть на фото, где брод прохожу перед машинойИван 275 писал(а):Класс! Вот только народ не знакомый и Танюшки как всегда ни на одной фотке нету!
Re: Южные рубежи-2015. Алтай-Тыва-Хакасия.
Серия третья. Хиндиктиг-Холь.
Хиндиктиг-Холь. С тувинского название переводится как "озеро с пупом". Расположено на высоте 2305 метров, на границе горных хребтов Алтая и Саяно-Тувинских гор. Довольно большое - приблизительно 15 на 8 километров. Образовано озеро подпруженной мореной древнего ледника, посреди есть два острова, образованных выходами коренных пород. Берег занимает высокогорная тундра: мхи, карликовые березы, лишайники.
До озера остаются считанные километры. Это по карте. А вживую пока ничего не видно, это немного странно, ведь озеро довольно большое. Мы забираемся на гору осмотреться, делика остается даааалеко внизу.
А вот и Ирбис ) Осматриваюсь со скалы
Несмотря на ожидание, красавец Хиндиктик-Холь открывается внезапно.
Сейчас мы находимся вот здесь
На вершине скалы ветер сбивает с ног. Мы основательно продрогли, но уходить не хочется - нас будоражит и опьяняет чувство высоты и свободы, чувство единения со стихией бесконечного пространства.
Мы покорили Хиндиктиг-Холь! А он нас...
Спускаемся к воде, обходим озеро по юго-восточному берегу, по самой кромке воды.
А это вид из салона яхты тлк )))
По-моему, кто-то из омичей в этом месте бороздил лед.
Следующие несколько сот метров снимать было некогда - нужно было побегать по берегу, чтобы провести тлк по топкой грязи, через лабиринт суровых кочек и зарослей кустарника. Это самое засадное место на берегу озера - топкий берег, множество рукавов ручья, вода сочится отовсюду. Судя по выразительным следам, здесь засадили не одну машину. Это то самое веселье, о котором ходят легенды бывавших здесь автопутешественников. На нашей стороне жаркая бездождевая погода, поэтому проходим этот участок без единой попытки побуксовать!
Кстати, этот участок обозначен в maps me в виде дороги )
Делика, посмотрев на наши прыжки и зигзаги, пыталась пройти по верху берега, но упершись в овраг, вынуждена была спуститься к нам. Последний рывок, брод через ручей и сразу же подъем в гору.
Ледниковый Хиндиктик-холь прощается с нами ледяным ветром.
Величавое гордое озеро, когда-нибудь мы к тебе обязательно вернемся.
За спиной Хиндиктик-холь, впереди вид на самую высокую гору Тывы - Монгун-Тайга.
И как обычно, делика-пиксель для масштаба
Пейзаж постепенно меняется
горы становтся песачными
Вечереет, пора выбирать место для ночевки. Непростая задача: мы идем вдоль реки Каргы, и в самых удобных местах для остановки стоят юрты тувинцев, которые пасут здесь скот. Тувинцы - отдельная песня. Едва на горизонте появляется юрта, от нее тут же несется местный джигит на лошади (причем всегда без седла). С трудом выговаривая русские слова, спрашивает только две вещи: курить и пить. Мы приветливо улыбаемся, здороваемся и предлагаем воду... Нас поправляют: "нееет, пить! Водка!" Мы напускаем на себя вид абсолютных трезвенников и скрываем стратегические запасы спиртного. Теперь главное быстро уйти от стойбища подальше и выбрать место стоянки так, чтобы лагерь не было видно с условной дороги. Попрыгав по круглым булыжникам высохших селевых потоков, мы спустились к речному повороту.
Шикарное место для ночевки - островок посреди реки с видом на высочайшую вершину Тувы - Монгун-Тайга.
Солнце садится. Перед ужином устраиваем водные процедуры. Вода в реке ледниковая, поэтому принимаем для храбрости хорошую дозу коньяка. Два раза. Для такой храбрости одного раза мало, дыхание перехватывает так, что забываешь, как дышать. Но потом сила бурной ледниковой воды передается тебе, заставляет разгоняться кровь все быстрее, тело наливается тугой горячей лавой и наполняется новой силой, дарованной местной стихией.
На душе теплеет. Спать пока не идем - укутавшись в спальники, мы снова разглядываем мерцающие созвездия.
Высшая точка Тувы - гора Монгун-Тайга (тув. Мөңгүн-Тайга — Серебряная гора). Высота 3976 м. Для тувинцев считается священной и по местным поверьям восходить на её вершину запрещено. Вершина Монгун-Тайга скрыта под слоем вечного ледника.
Выше границы снежной зоны живут ирбисы.
Утром выдвигаемся в сторону Мугур-Аксы.
Для нас Мугур-Аксы - первое селение после Кокоря. Едем потихоньку, с интересом разглядываем местную жизнь. Окна не открываем, фотоаппаратами не светим, не останавливаемся. О местном "гостеприимстве" рассказывают разное, проверять не хочется. Появляется связь, мы связываемся с большой землей и малой родиной, выкладываем фото-посты вконтакте.
Настенная живопись отражает местную культуру и традиции. Даже цвета - местные традиционные.
На выезде из села стоит самый большой в мире памятник суркам. Монгольский сурок-тарбаган занесен в Красную Книгу. Огромный зверь - до 60 см! Одного такого мы видели около Бугузуна. Впечатлились.
Дорога превратилась в широкое грейдерованное шоссе из щебенки, почти асфальт. Только с вибрационным эффектом. Через несколько километров подъезжаем к погранзаставе. Как законопослушные туристы, остановились, постояли минут 15. Никого не заинтересовали. Ну и поехали себе дальше.
Сразу после погранпроходного пункта начинается умопомрачительный подъем.
Вылезать с фотоаппаратом в окно как-то расхотелось, поэтому фото с телефона:
Вершина перевала. Государственная граница. Все, что вдалеке - Монголия. Выше только небо.
иногда небо отражается на земле
Берем курс на Саглы и Чадан.
Хиндиктиг-Холь. С тувинского название переводится как "озеро с пупом". Расположено на высоте 2305 метров, на границе горных хребтов Алтая и Саяно-Тувинских гор. Довольно большое - приблизительно 15 на 8 километров. Образовано озеро подпруженной мореной древнего ледника, посреди есть два острова, образованных выходами коренных пород. Берег занимает высокогорная тундра: мхи, карликовые березы, лишайники.
До озера остаются считанные километры. Это по карте. А вживую пока ничего не видно, это немного странно, ведь озеро довольно большое. Мы забираемся на гору осмотреться, делика остается даааалеко внизу.
А вот и Ирбис ) Осматриваюсь со скалы
Несмотря на ожидание, красавец Хиндиктик-Холь открывается внезапно.
Сейчас мы находимся вот здесь
На вершине скалы ветер сбивает с ног. Мы основательно продрогли, но уходить не хочется - нас будоражит и опьяняет чувство высоты и свободы, чувство единения со стихией бесконечного пространства.
Мы покорили Хиндиктиг-Холь! А он нас...
Спускаемся к воде, обходим озеро по юго-восточному берегу, по самой кромке воды.
А это вид из салона яхты тлк )))
По-моему, кто-то из омичей в этом месте бороздил лед.
Следующие несколько сот метров снимать было некогда - нужно было побегать по берегу, чтобы провести тлк по топкой грязи, через лабиринт суровых кочек и зарослей кустарника. Это самое засадное место на берегу озера - топкий берег, множество рукавов ручья, вода сочится отовсюду. Судя по выразительным следам, здесь засадили не одну машину. Это то самое веселье, о котором ходят легенды бывавших здесь автопутешественников. На нашей стороне жаркая бездождевая погода, поэтому проходим этот участок без единой попытки побуксовать!
Кстати, этот участок обозначен в maps me в виде дороги )
Делика, посмотрев на наши прыжки и зигзаги, пыталась пройти по верху берега, но упершись в овраг, вынуждена была спуститься к нам. Последний рывок, брод через ручей и сразу же подъем в гору.
Ледниковый Хиндиктик-холь прощается с нами ледяным ветром.
Величавое гордое озеро, когда-нибудь мы к тебе обязательно вернемся.
За спиной Хиндиктик-холь, впереди вид на самую высокую гору Тывы - Монгун-Тайга.
И как обычно, делика-пиксель для масштаба
Пейзаж постепенно меняется
горы становтся песачными
Вечереет, пора выбирать место для ночевки. Непростая задача: мы идем вдоль реки Каргы, и в самых удобных местах для остановки стоят юрты тувинцев, которые пасут здесь скот. Тувинцы - отдельная песня. Едва на горизонте появляется юрта, от нее тут же несется местный джигит на лошади (причем всегда без седла). С трудом выговаривая русские слова, спрашивает только две вещи: курить и пить. Мы приветливо улыбаемся, здороваемся и предлагаем воду... Нас поправляют: "нееет, пить! Водка!" Мы напускаем на себя вид абсолютных трезвенников и скрываем стратегические запасы спиртного. Теперь главное быстро уйти от стойбища подальше и выбрать место стоянки так, чтобы лагерь не было видно с условной дороги. Попрыгав по круглым булыжникам высохших селевых потоков, мы спустились к речному повороту.
Шикарное место для ночевки - островок посреди реки с видом на высочайшую вершину Тувы - Монгун-Тайга.
Солнце садится. Перед ужином устраиваем водные процедуры. Вода в реке ледниковая, поэтому принимаем для храбрости хорошую дозу коньяка. Два раза. Для такой храбрости одного раза мало, дыхание перехватывает так, что забываешь, как дышать. Но потом сила бурной ледниковой воды передается тебе, заставляет разгоняться кровь все быстрее, тело наливается тугой горячей лавой и наполняется новой силой, дарованной местной стихией.
На душе теплеет. Спать пока не идем - укутавшись в спальники, мы снова разглядываем мерцающие созвездия.
Высшая точка Тувы - гора Монгун-Тайга (тув. Мөңгүн-Тайга — Серебряная гора). Высота 3976 м. Для тувинцев считается священной и по местным поверьям восходить на её вершину запрещено. Вершина Монгун-Тайга скрыта под слоем вечного ледника.
Выше границы снежной зоны живут ирбисы.
Утром выдвигаемся в сторону Мугур-Аксы.
Для нас Мугур-Аксы - первое селение после Кокоря. Едем потихоньку, с интересом разглядываем местную жизнь. Окна не открываем, фотоаппаратами не светим, не останавливаемся. О местном "гостеприимстве" рассказывают разное, проверять не хочется. Появляется связь, мы связываемся с большой землей и малой родиной, выкладываем фото-посты вконтакте.
Настенная живопись отражает местную культуру и традиции. Даже цвета - местные традиционные.
На выезде из села стоит самый большой в мире памятник суркам. Монгольский сурок-тарбаган занесен в Красную Книгу. Огромный зверь - до 60 см! Одного такого мы видели около Бугузуна. Впечатлились.
Дорога превратилась в широкое грейдерованное шоссе из щебенки, почти асфальт. Только с вибрационным эффектом. Через несколько километров подъезжаем к погранзаставе. Как законопослушные туристы, остановились, постояли минут 15. Никого не заинтересовали. Ну и поехали себе дальше.
Сразу после погранпроходного пункта начинается умопомрачительный подъем.
Вылезать с фотоаппаратом в окно как-то расхотелось, поэтому фото с телефона:
Вершина перевала. Государственная граница. Все, что вдалеке - Монголия. Выше только небо.
иногда небо отражается на земле
Берем курс на Саглы и Чадан.