Водопад Тиу-Келеп

Здесь размещаются отчеты о поездках и мероприятиях

Модераторы: проходимец, sedoy64, Мелкий, antuant, RRRoma

Ответить
Аватара пользователя
Maison
Сообщения: 2669
Зарегистрирован: 25 апр 2015, 17:20
Название клуба: НАСТРОВ!Я
Имя: Игорь

Водопад Тиу-Келеп

Сообщение Maison »

Это, правда, не совсем джиповая тема, но хотелось бы предложить вашему вниманию рассказ о маленьком кусочке нашей большой экспедиции по нескольким островам Океании. Если заинтересует, потом могу проиллюстрировать фотографиями.


--------------------------------------------------------------------

В числе многочисленных достопримечательностей индонезийского острова Ломбок был и водопад Тиу Келеп, неустанно льющий свои воды на высоте около 600 метров над уровнем моря, где-то среди поросших джунглями склонов второго по величине вулкана Индонезии Ринджани. Все, кому удалось добраться до Тиу Келепа, настоятельно советовали посетить это чудесное место. Туда то и лежал наш путь, который мы вдвоём – я и моя жена – решили преодолеть без помощи местных проводников, хотя они очень нас убеждали в опасности данного предприятия и вероятности вообще не найти водопад в джунглях. Но предварительное изучение схем и описаний маршрутов уже побывавших там туристов, а также наличие навигатора с заложенными в него картой и ключевыми точками предстоящего путешествия вселяли в нас уверенность в успехе нашего предприятия. Единственное, что нас смущало – это дождливый сезон на острове, когда практически ежедневно поливал сильнейший ливень, превращавший дороги в потоки воды.

Договорившись с такси на целый день, мы с самого утра отправились на нём вдоль побережья из района Сенгигги южной части острова в деревушку Синару, лежащую на северном склоне Ринджани. Жаркое солнце поднималось всё выше и освещало великолепные виды на лазурные лагуны, опоясанные песчаными пляжами со свисающими над ними пальмами и густо поросшими деревьями скалами. Иногда на песке можно было видеть рыбацкие лодки, чем-то похожие на катамараны, а под пальмами маленькие хижины рыбаков. По пути в Синару тропическая растительность постепенно сменилась растениями, привыкшими к более засушливому климату, чем-то напоминающими саванну, а потом, по дороге в гору, мы снова попали в тропическое буйство. И это на одном небольшом острове! Вообще, такое впечатление, что каждый из примерно 17000 островов Индонезии имеет свой климат, свою растительность, животный мир и свою культуру – настолько два соседних острова могут разниться между собой!

Поначалу нас забавляло левостороннее движение. Казалось, что отчего-то мы постоянно едем по встречной полосе и неминуемо должны столкнуться с каждой из приближающихся машин. Особенно ярко этот эффект проявлялся ночью в дождь. Но со временем привыкли.

Дорога в конце концов упёрлась в тупик, где нас ждал вход в национальный парк с растущим рядом деревом, увешанным плодами дуриана, и тут же настойчиво предлагающими свои услуги проводниками. Пришлось сказать им, что мы не собираемся пробираться по джунглям в гору до Тиу Келепа, а просто дойдём до другого водопада, к которому там проложена дорожка и для его посещения совсем не обязательны проводники. Только тогда они нас оставили в покое, не забыв, правда, взять небольшую плату за вход.

Поначалу дорога в виде невысоких, но больших ступеней, вела нас куда-то вниз вдоль вертикального склона, местами покрытого мхом. Наверху склона росли, нависая над тропой, деревья. Ступени были такого размера, что нужно было сделать три шага, чтобы перейти на следующую. С другой же стороны склон уходил, хоть и не вертикально, но очень круто в небольшое ущелье, которое далее переходило в новый склон горы, заслоняющий от взора немалую часть неба. Ущелье плотно покрывали деревья, а макушки ближайших находились немногим выше уровня дорожки, по которой мы двигались. Внезапно в кронах появилось какое-то движение. Мы затаились и стали внимательно вглядываться сквозь листву. Обезьяны! Одна, две, три… И вот уже мы наблюдаем, как несколько обезьян и их детёнышей перескакивают с ветки на ветку в поисках самых сочных источников пищи. Немного понаблюдав за обезьяньим пиршеством, двинулись дальше.

Когда спустились почти на дно ущелья, где протекал небольшой ручей, дорожка предложила нам забраться по очень крутой, почти отвесной, металлической лестнице на высоту порядка 15 метров на некое сооружение из бетона, перекинутое между склонами. Это оказался акведук – полый железобетонный короб, по которому вода вместо того, чтобы спадать водопадом вниз к ручью, пересекала ущелье и далее по каналам поступала в деревню. Акведук был очень узкий, чуть более метра, и сверху ,как кадры на киноплёнке, весь в прямоугольных окнах, разделяемых узкими бетонными перемычками. На перемычках едва умещалась стопа. Тут же под ними на хорошей скорости проносился поток чистейшей воды. Если можно было назвать перилами некие сооружения с одной стороны акведука на уровне колен, то да – там были перила. Когда-то прямоугольные окна закрывались чугунными решётками, но время или чьи-то руки внесли коррективы в проект – не одной решётки не было на месте или поблизости, – и мы, опасаясь провалиться через окна в поток или, ещё хуже, улететь в пропасть, осторожно прыгая с перемычки на перемычку, перебрались на другую сторону ущелья.

После прыжков на акведуке без особых препятствий подошли к промежуточной цели нашего похода – водопаду Сенданг Гиле. Возможно, он бы произвёл на нас большее впечатление, если б мы не предвкушали, что нас ждёт впереди, и если б не наличие рядом не представляющих какой-либо художественной ценности утилитарных лестниц на спуске и беседок. И всё-таки сам водопад радовал взор. Из тёмно-зелёной густой растительности, покрывающей отвесную скалу, с высоты пятнадцати метров вырывались два параллельных потока воды и через несколько метров падения снова скрывались в растительности, попадая на скальный уступ. Тут же чуть ниже картина повторялась, только струи были шире и падали уже прямо в каменистый водоём, глубиной по щиколотку, а далее текли ручьём куда-то вниз по ущелью, над которым мы ранее прошли по акведуку. При желании можно было встать под струи падающей воды, поток был не слишком мощным.

С шумом водопада соревновались живущие в округе цикады. Причём весьма успешно. Периодически их прерывистые стрекотания начинали учащаться, в процесс вступали всё новые участники этого хора, пока, наконец, лес не заполнял оглушительный непрерывный стрёкот, заполоняющий всё в округе и доносящийся со всех сторон сразу, было ощущение, что звук проникал прямо в мозг. Когда уже начинало казаться, что барабанным перепонкам вот вот придёт конец, а вместе с ними разлетится и голова, все цикады, как по команде, резко умолкали и начинали раскручивать маховик своей песни с начала. Когда я первый раз услышал этих насекомых, проснувшись ранним утром в отеле от невыносимого шума, я подумал: «И кому в голову пришло в такой ранний час врубать то ли газонокосилку, то ли пилораму!?» Потом мы нашли виновника шума – цикады размером с мизинец.

Но нас ждал второй водопад, и я достал навигатор, т.к. надо было определить, где начало дороги до Тиу Келепа. Оказалось, что она скрывается в зарослях у крутой лестницы, которая позволяла с уровня беседки спуститься вниз к месту падения водопада. Нужно на половине пути по лестнице нырнуть в кусты вверх по склону. Ни за что б не догадались! Далее некоторое время дорога с ровным твёрдым покрытием начала петлять среди скал и джунглей параллельно каналу полутораметровой ширины с прозрачной водой, по которой наперегонки с течением гонялись водомерки, а на дне местами можно было видеть зелёную растительность и такую живность, как плывущий по своим делам жук или даже небольшой пресноводный краб.

Через какое-то время дорожка увела нас в сторону от канала и пошла вверх вдоль по левому склону ущелья к вершине вулкана. Теперь она превратилась в узкую неровную тропу. По-прежнему нас окружали джунгли, только они стали ещё гуще, кусты непролазнее, листья огромнее, а деревья выше, да ещё и со свисающими толстыми лианами, уходящими ввысь в кроны на головокружительную высоту. Корни и стволы деревьев, казалось, вросли в скалы ещё в эпоху их формирования. Это впечатление дополнял мох и лишайник, одинаково покрывающий и тех и других. Дикость и первозданность подчёркивали ползучие и вьющиеся растения, плотным ковром устилающие самые мощные и замысловатые по форме древесные стволы.

На полпути, хотя тропа вела дальше вверх, карта показала, что необходимо уйти вправо. В указанном направлении никакой тропы не было, даже наоборот – движение преграждал живописный, но бурный поток воды со скользкими от влаги и мха валунами всех размеров и свисающими над ними с вершин деревьев лианами. В описаниях маршрута упоминался небольшой брод. Этот же был более масштабным, чем я себе представлял, и на другой стороне не было видно, где нужно будет выходить на берег. Было решено, что я пойду через поток на разведку и если не обнаружу тропы, то пойдём по прежней дальше.

Противоположный берег был высокий и труднодоступный. Единственное место, где можно было выбраться из потока, виднелось вверх по течению: более-менее удобное нагромождение камней, являющихся частью порога или даже карликового водопада. Туда то я и побрёл против потока, опираясь на палку, чтобы не поскользнуться и не свернуть шею о какой-нибудь из валунов, в огромном количестве торчащих из горной речки. На другом берегу, никакой тропы обнаружить не удалось, но ещё вверх по течению на том же берегу, с которого начинался брод, виднелся подозрительно удобный выход с русла. Что ж, проверим! Снова пошёл вброд через поток, иногда по крупным валунам, перескакивая между ними, как Тарзан, повиснув на лианах. Риск оказался не напрасным, и в конце брода среди кустарников, камней и деревьев обнаружилось продолжение тропы к водопаду, только она стала ещё труднопроходимее и скакала вверх и вниз среди валунов склона. Я вернулся по воде в поле зрения жены и подал ей знак, что можно двигаться дальше.

Когда до конечной цели оставалось уже совсем немного начал накрапывать дождь. Большая тёмная туча угрожающе надвигалась на ущелье. Нам было хорошо известно, что сильные тропические ливни легко могут заставить горные потоки выйти из берегов. Как-то не очень хотелось в этот чудный день бороться за жизнь в центре стихии, поэтому, скрепя сердце, наша команда повернула и быстро двинулась в обратном направлении. Наше путешествие по Индонезии было распланировано буквально по секундам и копейкам, шансов снова попасть сюда в этой поездке практически не было.

С такими невесёлыми мыслями провожаемые всё усиливающимся дождём удалялись мы с максимально возможной для этой сложной местности скоростью всё дальше и дальше от заветного водопада, так и не познав его величественного очарования. Неожиданно капли перестали бить по листьям и нашим спинам. Я снова пробрался поближе к потоку, чтобы увидеть небо. Туча осталась за перевалом, она задела нас лишь своим краем, а видимый участок неба с наветренной стороны не предвещал дождя в ближайшие пол часа. Этого нам должно было хватить, чтобы завершить миссию сегодняшнего дня. Снова разворот и целеустремлённое движение вперёд, не меняя темпа.

И вот наконец деревья расступились, и мы вышли прямо на плоское каменистое русло. Тут и там лежали огромные валуны, поросшие мхом и водорослями, а за ними в таинственной дымке от поднимаемых тоннами падающей воды брызг нас ждал Тиу Келеп! Как заворожённые, не спуская глаз с открывающейся по мере нашего приближения к водопаду картине, спотыкаясь о подводные камни, я и моя спутница поспешили по неглубокой воде навстречу чуду природы.

Это было действительно впечатляюще! Ущелье расступилось, дав простор для воплощения необузданной и в тоже время удивительно гармоничной фантазии природы. Оба склона и уступ, с которого падал поток, слились в одну вертикальную стену, образовав полукруглый амфитеатр, уходящий в небо. По стенам этого природного сооружения густо свисали ползучие растения, типа плюща, с листьями насыщенного тёмно-зелёного цвета. Где-то скалы были украшены такого же сочного цвета мхом, где-то лишайником. Далеко наверху, словно зрители, вниз заглядывали тесно растущие там деревья. В левую часть скал вдавался неглубокий, но высокий и таинственно затемнённый грот. Всю импровизированную сцену посреди амфитеатра занимало неглубокое озеро чистейшей воды, в которую с грохотом с огромной высоты вместе с лучами света срывался мощный концентрированный поток воды, немного расширяясь и разделяясь в своём падении в озеро. Тучи брызг разлетались во все стороны, ограниченного скалами пространства, создавая ветер и добавляя таинственности увиденному, а нашей одежде сырости. Измерив время падения воды, я получил высоту водопада немногим менее 50 метров. Сама струя вырывалась сверху не прямо вперёд, а наискосок -- то есть, давая возможность наблюдать траекторию её падения как бы в полупрофиль, что несомненно добавляло красоты итак бесподобному зрелищу.

Но это ещё не всё! По всему периметру полукруга из скал на высоте двух третей высоты водопада, не выше, не ниже, словно по плану искусного ландшафтного дизайнера, сквозь зелёный ковёр, будто ниоткуда, появлялись и ниспадали вниз десятки ажурных водяных струй, подчёркивая по ходу своего падения встречающиеся на их пути выступы отвесной стены.

Глаза отказывались верить в реальность увиденного. Хотелось, остаться здесь на дни, недели, месяцы и наслаждаться потрясающей нерукотворной красотой, раствориться в ней.

Чтобы хоть немного приобщиться к этой сказке, я оставил рюкзак и в водонепроницаемом чехле фотоаппарат на камне и смело вошёл в озеро. Не смотря на то, что это вода из горного потока, она совсем не была ледяной или даже холодной. Приятная прохлада абсолютно не вызывала желания поскорее выскочить из водоёма, скорее наоборот. Глубина позволяла стоять на дне, постепенно она увеличивалась к месту, где водопад с рёвом входил в озеро. Проплыв несколько раз от края до края чаши, мне захотелось приблизиться к основному падающему потоку. Я встал на ноги и постепенно начал приближаться к нему спиной. Но, чем ближе подходил, тем сильнее становился поток воздуха мне в спину, а брызги воды всё больнее врезались в тело. В конце концов поток воздуха и брызг так усилились, что стало невыносимо их терпеть, а надетую на голову кепку просто снесло. Было ощущение, что миллионы игл вонзаются в спину или что кто-то вплотную направил на меня струю воды из мойки высокого давления. В любом случае, если б я стал двигаться дальше, меня бы прибило всей мощью водопада ко дну озера, что никак не соответствовало нашим дальнейшим планам. Поэтому, я вышел из воды, выжал одежду, и, периодически оглядываясь, на этот дивный уголок природы, мы начали обратный путь к уже отчаявшемуся нас дождаться таксисту.

Конечно же, была сделана масса фотографий с разных ракурсов. Одна из них постоянно прописалась у меня в качестве заставки на смартфоне, вызывая восторг у тех, чей взгляд случайно или с умыслом падал на его экран, а у меня бурю чудесных воспоминаний. Хотелось бы вернуться туда ещё раз, но на Земле ещё много удивительных мест, которые тоже стоит посетить. Хотя, как я узнал значительно позже, существует поверье, что каждый раз переплывая это озеро у водопада, человек добавляет себе год жизни. В таком случае я, возможно использую эту прибавку, чтобы снова полюбоваться Тиу Келепом и окунуться в его озеро.

Изображение

PS Чтобы хоть немного представить изображение в объёме, прикройте один глаз, глядя на это фото.
Всё, что я обещаю, я делаю - когда-нибудь. Всё, что хочу, сбывается - рано или поздно.
(С.Дали)
(синяя) или (красная)?
Ответить

Вернуться в «Отчеты о поездках и мероприятиях»