Мы давно собирались съездить в Москву к сестрам и в Питер, погулять, посмотреть что и как. Но просто гулять 2 недели по городам это скучно, я созвонившись с Максом (Мах) решил разнообразить нашу поездку и после Питера съездить на 3 дня в Карелию, благо там красивые места начинаются на растоянии 50км от Санкт-Петербурга. Так и решили что 24 мая в субботу мы едем в Карелию, на его новом Патриоте)
Поумерав от рекордных температур в Питере, температура доходила до 32 в тени, мы с нетерпением ждали поездки...
... и вот в 5 утра 24 числа, мы выселяемся с отеля на Невском проспекте в центре гранитного Петербурга, садимся в Патриот и мчим на встречу природе, горам и озерам, в общем в Карелию.
Как такового маршрута у нас не было, было несколько треков с отмеченными интересными точками, к ним мы и направились...
Первая остановка была в районе д. Пятиречье, это Приозерский район, Ленинградской области. Там мы первый раз за поездку окунули Патриота в грязь, я как штурман одел болотники, увидели Ладогу и пройдя по искусственной дамбе закрывающую небольшую бухту залезли на действующий металлический маяк.
Посмотрели, фото на память и дальше в путь...
Далее наш путь лежал на мыс "Чалка"
Небольшая справка...
После получения независимости и гражданской войны финны начали стоить линию Энкиля. Левый фланг линии оборонительных сооружений упирался в Ладожское озеро, а так как озеро ранее было внутренним озером Российской Империи, то и береговых батарей на его побережье просто не имелось. Необходимость в постройке на побережье финской стороны линии подобных сооружений была очевидна. Самую ближайшую к границе батарею было решено построить на мысу Ярисевянниеми (мыс Чалка). Батарея своим артиллерийским огнём должна была прикрыть с Ладоги оборонительные позиции в районе Тайпале и не допустить высадки десантов противника.
Строительство батареи «Ярисевя» началось в 1921 г. частным предприятием АО «Гранит» и на 31 октября этого же года имела на вооружении два 120мм орудия «Армстронг» образца 1890 г. Дальность этих орудий была ограничена 44 кабельтовыми – 8 км 46 м. Подобные орудия имели несколько разновидностей боеприпаса преимущественно с донным взрывателем - 120мм пироксилиновая и фугасная тротиловая бомба.
Батарея была расположена на мысу, поросшем лесом, прямо на побережье и для артиллерийского огня с Ладоги была крайне уязвима. Для обороны батареи с суши летом и со льда зимой была запланирована постройка 13 огневых точек под пулемёт, прикрывающих батарею по периметру мыса. Кроме того, были установлены два зенитных пулемёта на крыше офицерского дома и казарме.
Перешеек, отделяющий батарею от суши в мирное время был огорожен забором, а перед войной усилен 25 переносными рогатками из колючей проволоки («испанскими всадниками»), завалом и стационарными проволочными заграждениями (значительная часть последних перед войной была в стадии строительства). О наличие на мысе Ярисивяниеми финской береговой батареи русской стороне было известно ещё задолго до войны.
Командовал батареей на 30.11.1939 лейтенант Hiilo Кosma. Личный состав состоял из 251 человека, такая большая численность гарнизона батареи была связана с обслуживанием многочисленных огневых точек по периметру мыса.
К началу 30-х годов финское командование пришло к выводу, что батарея подобной конструкции крайне уязвима и было принято решение о постройке в береговой полосе ещё одной береговой батареи. Для строительства была выбрана высота 49.0 в около 4-х км от берега Ладоги и в 6-8 км от сооружений линии Энкиля в районах Тайпале и Суванто. У подножия высоты текла речка Каарнайоки, в результате батарея получила такое же название.
Сейчас там остатки, как я понимаю взорванных укреплений, столбы на въезде, и рукотворные финские военные)
Дорога даже сейчас не доступна всем желающим, потому как идет по старой гати через болото, а мы так вообще по ручью ехали.
Там мы поели, походили по лесу, поискали еще остатки финских дотов и двинулись дальше на север в Приозерск. По дороге я залез в интернет посмотреть что есть интересного у нас по дороге и обнаружил, что в самом Приозерске есть старая крепость Корела, построенная аж в в 1310г. Туда мы и направились, плюс нам надо было купить котелок, потому как забыли в попыхах в Питере и мне удочку, побывать в Карелии и не порыбачить... такого бы я себе не простил)))
Крепость и музей внутри оказались на ремонте, ну зато мы бесплатно зашли на территорию, так вход платный, целых 50 рублей)
Погуляв по крепости, наш экипаж двинулся дальше, мы держали путь на озеро Ястребиное, расположенное на границе Ленинградской области и республики Карелия. Сразу после Приозерска асфальт стал хуже, много поворотов, серпантины, а вскоре мы и вовсе съехали на грунтовку, подъезды же к самому озеру доступны даже не всем внедорожникам, ну нам все это не почем, и мы доехали до самого озера. Само озеро это государственный заказник и природный парк, озеро теплое даже в конце мая и очень красивое. Макс с Ритой не упустил возможности искупаться после тяжелой дороги) Мы с Дашкой не пошли, сидели пили чай, пока они купались)
Чтобы не возвращаться назад и делать крюк пошли напрямую по тайге, началась хорошая грязь, болотинки, ручейки... Начали буксовать, пару раз пришлось разматать лебедку... Вскоре даже медвежьи следы начали появляться Доехали до ручья, мост по всей видимости смыло либо в этом году, либо год назад, и тут встала делема либо ехать назад и давать большой круг, либо бродить ручей и через 200 метров выехать уже на широкую и накатанную дорогу. Время было около 8 вечера, если возвращаться назад, то вскоре надо искать место для ночевки, и поближе к цивилизации, не охото проснуться в палатке с мишкой который ходит в округе) Пошла тщательная проверка форватера ручья, если идти по колее какого то трактора то Патриот без шноркеля мог легко хлебануть воздухозаборником, глубина под метр, да еще и ил на дне, проверили с левой стороны, значительно мельче, но крутые съезд и выезд, плюс сбоку торчит не хороший камень. Опасность заключалась еще в том, что на другой стороне нету деревьев, только кустарник, до ближайшего дерева 70 метров. Но где наша не пропадала, расчистили русло от бревен, нашли пару досок от старого моста, положили на выезд и вперед. Патриот плюхается в ручей, по доскам выскакивает мордой наверх, но полностью вылезти наверх чуть-чуть не хватило, был бы блок в заднем мосту, вылез бы) Размотали лебедку, корозащитку вокруг кустов, чуть-чуть подтянулись и все, ручей пройден, поехали дальше искать место на каком нить из ближайших озер для ночевки. На этом отрезке мы не заметно для себя переехали границу Ленинградской области и республики Карелия, пошли смешные для нашего слуха названия деревень и речек. К названию речки тут везде добавляется окончание нйоки... Я так понимаю что это собственно река по фински)
Если по Ленинградской области течет река Бегуновка, то после небольшого разлива в виде озера на границе областей она превращается в Ильменйоки Недалеко есть речка Асиланйоки и Кокколанйоки
Вскоре мы встали на ночевку на теплом озере Терваярви. Тут уже искупались все) Засиделись до поздна, все таки за приехало надо по 50 грамм) В Карелии в это время уже начинаются белые ночи, ночью даже в конце мая не темно, как будто сумерки, можно спокойно ходить по лесу без фонарика, все видно, солнце начинает вставать очень рано, часа в 4 утра уже, к 6 часам утра в палатке уже становится душно спать.
Вообще у нас по плану было в первый день доехать до брошенного мраморного карьера и там встать на ночевку, но в силу обстоятельств и участка дороги с рубиловом мы не успели, да и хорошо что не успели, как выяснилось на следующий день, ночевать там все равно негде, потому как это цивилизованный горный парк "Рускеала", но об это позже