29.06. г.Омск – г.Новосибирск – г.Бийск – 1040км.
30.06. г.Бийск – г.Горно-Алтайск – п.Акташ – 430 км
01.07. п.Акташ – п.п.Ташанта - 156км
П.п.Ташанта – пер. Дурбэт Даба(2481м) - п.ЦааганНур – оз. Ачит - 110 км
02.07. оз. Ачит – п.Кобдо(заправка) – р. ШиверГол(брод) – р.НамирынГол -130км
03.07. р.НамирынГол – п.Умне Гоби – ущелье р. ОрлогынГол(броды) – р. ДундГол(броды, конная тропа) – южное плато Турген(Н-2850м, конная тропа, первопроход) – ущелье р. ХархирааГол - 80 км. + пешая разведка 8 км.
04.07. Ущелье р. ХархирааГол (пешая разведка 12 км) – пер. УрхайДаба (2740м) – п.Урхай Сурин – ущелье р. Бурун Сала – угольный разрез Урхай – р.БургастайнГол – п. Тарялан – ущелье р.ХархираГол(броды) – 85 км.
05.07. Ущелье р.ХархираГол(броды) – ущелье г.Хух Ула(конная тропа, первопроход) - пер. ХухДаба(2415м)(1км до оз.ШараНур и 2км от оз.ХухНур – разворот с верхней точки перевала(паджеро не затянул) - ущелье р.ХархираГол(броды) – курганы – слияние рек ХархираГол и Чигэчиний Хэв(броды). – 36 км.
06.07. Слияние рек ХархираГол и Чигэчиний Хэв – р.ТургэнГол(брод) – р.Дэлгэр Мурэн(брод) – р. Чигэчиний Хэв(брод) – пер.АдаргынДаба (2455м) – оз. Хух Нур(1936м) – 38 км.
07.07. оз. Хух Нур – р. ХасынГол(брод) – пер. б/н 2252м – ур. Улан-Ночий-Хундий – ур. Хундий Сайр – р. ХундийГол(броды) – пер.Улан Даба(2313м) – г. Улаангом(заправка). – 121 км
08.07. г. Улаангом – ур.Хара-Харвын-Худо – п. Дэун Гоби – пески Боригдэл – р. НарийныГол(брод, мост) – устье р.НарыйныГол(броды) – оз. Бага Нур. - 260 км
09.07. оз. Бага Нур – соленое высохшее озеро Добусу Булак - устье р.НарыйныГол(броды) - пески Боригдэл - п. Дэун Гоби – п. Барун Турун – п. Улэн – ур. Урд-Борег – пески Алтан Элс – гора Аргалант Ула – 250 км.
10.07. гора Аргалант Ула – г. Тэс(заправка) – запад. русло р. ТэсийнГол – перевал с обвалом, возврат, поиск брода, возврат в п. Тэс – поиск брода – возврат через п.Тэс - п. Баян Ула – брод р. ТэсийнГол(затопление машины) – ущелье р. МогойГол – п.п. Цаган-Толгой – возврат к г. Тэс. – 265 км.
11.07. брод р. ТэсийнГол – г. Тэс(заправка) - пески Алтан Элс - ур. Урд-Борег - п. Дэун Гоби - ур.Хара-Харвын-Худо - г. Улаангом(заправка) - пер.Улан Даба(2313м) – оз. Урэг Нур – 380 км
12.07. оз. Урэг Нур – пер. Олготор-Хамар-Даба(2338м) – п. Бухмурэн – р.БухмуренГол(брод) – п. ЦааганНур – п.п. ЦааганНур – озеро. – 215 км
13.07. Озеро – пп.ЦаганНур – 10 км.
14-15.07. п.п. ЦааганНур - пер. Дурбэт Даба(2481м) – пп. Ташанта – п. Кош Агач(ремонт, шиномонтаж) – Горно-Алтайск – Новосибирск – Омск 1700 км.
Итого по Монголии 1980 км.
Внутри рассказ и очень много картинок
Первое препятствие на пути оказалась таможня. Это отдельная такая страна со своими правилами и порядками. Причем российскую мы проехали буквально за 10 минут. А на монгольской пришлось побегать. Началось все со сборов на санобработку колес, которые мне так и не опрыскали. Стоит 50 рублей с машины. Потом заехали на территорию, девушка сказала разгружать вещи, мы послушно выгрузили. Потом пошли оформлять документы. Мне выдали бумашку, на которую надо собирать подписи. Подошел мужичек, говорит - пошли. Он осмотрел вещи, увидел блесна и говорит отдавай удочку тут рыбачить нельзя. Путем уговоров мне оставили удочку, но по их виду они пытались у меня повыманивать деньги. Геннадий отдал за удочку сухпай.
Дальше начинается веселье... Со слов Геннадия: я сложил все вещи в машину и пошел в помещение. Там другой дядька говорит - пошли. Вышли, он говорит
- разгружай;
- так я только что разгружал и показывал;
- кому?
- вон тому дядьке;
- так это ветеринар, а я таможенник - разгружай;
- на те сухпай, угомонись.
Вопщем с горем пополам выбрались с этой таможни.
Как только въезжаешь в Монголию, понимаешь, что асфальта больше не будет... За страховку я отдал 1500 рублей, практически половину моей годовой страховки. Тут же на границе поменяли рубли на тугрики по курсу 1 к 42 (в банках такой же курс). Перекусили в местной ташниловке. Порция местных мант, по местному - бузы, обошлась нам в 100 рублей с человека. А дальше была гравийка и непонятные надписи.
Красота тут вокруг
Помолились богам на хорошую погоду и двинули дальше.
Проезжая мимо юрт вдруг откуда нивозьмись появляются дети и бегут к дороге, показывая на живот и тыкая пальцем в рот. Привыкли они так наживаться на туристах. Ведут себя нагло, некоторые кидали камнями. Посмотрели мы на них, в принципе живут они неплохо. В юрте есть и электричество и спутниковая связь. Подальше от границы монголы уже боятся незнакомцев, на контакт идут неохотна, дети прячутся за родителей.
Через пару часов вышли на первое открытое пространство
Ориентация на местности. Выбираем направление. Эти дороги в нашем понимании можно назвать районной. Потому что по федералкам вообще невозможно ездить.
Интересный скальник
А это состав нашей группы:
Солнце еще не зашло, а мы уже нашли место для первой стоянки в Монголии. Это озеро Ачит.
Облака напоминали нам о родине в виде красно-голубого с белым флага
Панорамка места стоянки.
Закат был превосходным. Однако что-то случилось с моей прошивкой в фотоаппарате и у меня не получилось снять таймлапс. Зато красивые фотки вышли.
Утро следующего дня встретило нас 30-ти градусной жарой. И походу Сереге немного припекло и он задумавшись въехал мне в зад. На ровном месте... пичалька. Потом я всю дорогу ехал с огромной щелью в багажнике.
Поехали на заправку. И тут случайно слышим своих с российской стороны. По голосам и именам понимаем что это вторая экспедиция в Туву. Расстояние не позволяет переговариваться, но азбукой морзе дали понять что слышим и довольные едем дальше.
Первым населенным пунктом оказался Ховд.
Тут мы впервые вкусили все прелести монгольского быта. Набрали местного пива, водки. Купили хлеб, выпуска 2012 года.
Были очень удивлены местным мороженым. Оказалось оно все из козьего молока, такое кисло-соленое. На вид это просто замороженное молоко =)
Бензин был только 80-й. Много заправлять не стали, тем более цена даже 80-го бензина 45 рублей!!! Дальше был 92 по 50 рублей. Дизель тоже 50 рублей.
В первом броде встретили застрявший камаз с углем. Это федеральная трасса! По ней возят все продовольствие и бензин из России. Причем большинство продуктов в магазинах российского производства. Шмотки - китайского.
Брод не сильно глубокий. Преодолели без проблем.
Первая достопримечательность - каменный рыцарь без головы. Кто-то говорил что это женщина, но сисек я не увидел.
Обычное явление для Монголии - одно направление и куча дорог
Смеркалось. Заканчивался первый день нашей увлекательной поездки. В горы решено ехать рано утром, потому что по ночам ездить по незнакомым местам очень опасно.
Так выглядит колонка в поселках. Поселок Кобдо.
Круто, многоэтажка! Наследие совка.
Меня удивило покрытие на земле. Весь поселок усеян мелкой травкой, равномерно распределенной по всему поселку.
На мелкие броды даже внимания не обращаем. Можно помыть подвеску.
Видимо на всех детей одежды не хватает, пришлось подретушировать фотку дабы не обвинили в педофилии. У нас в Омске это строго, сажают всех подряд, даже если чужую фотку у себя в блоге разместишь.
Едем по руслу реки вверх на перевал Хархираа
Тут мы понимаем что дальше юрт уже может и не быть. Надо покупать барана. Находим пастуха, а он нам показывает на хозяина стада. Идем к нему торговаться.
В каждой юрте есть солнечная батарея от которой заряжается аккумулятор. А уже от него освещение и зарядка мобильных устройств.
Хозяин позвал нас внутрь юрты. Дочка с мамой стали мыть посуду. Нам дали на пробу местных деликатесов - бараний сыр и какие то сухарики. Сыр оказался на любителя. Довольно вонючий. Женщины растопили печку и заварили нам чудесный чай с молоком.
Хозяин достал канистру с самогоном, вначале попробовал сам, затем предложил всем нам попробовать. Напиток оказался слегка алкогольным, градусов 8. Хозяин сказал что это национальный напиток Архи.
В юрте ни жарко, ни холодно. Даже ничем не воняет. По бокам материал немного приподнимается и юрта хорошо продувается ветром.
В юрте одна кровать, скорее всего для главы семьи. Для детей и внуков простые матрасы. Днем они сложены в стопку.
В Монголии очень дорогие сигареты. И местные курят в основном трубки. Табак в изобилии и стоит копейки.
В этом тюке, сшитым из кожи барана взбивают сыр. Из выжимки делают тот самый самогон.
В каждой юрте в центре стоит алтарь, на который вешают все семейные фотографии. Судя по росписям на алтаре эта семья исповедует буддизм.
Сыр сушится на крыше. И судя по всему это их единственная еда.
Общее фото на память:
Вместо паспорта у них единая пластиковая карта, наподобие тех что хотят ввести у нас. Это паспорт хозяина юрты.
И у юрт есть адреса )))
Как выяснилось, местные весьма образованные. Дети ходят в школу. В основном это интернаты. Детей на зиму отправляют учиться, а летом они живут и помогают родителям. Денег от продажи скота достаточно чтобы обеспечить им достойное образование.
Пока мы изучали юрту привезли барашка и по нашей просьбе разделали его. Дети ничего не пугаются, приучены с пеленок.
Баран нам обошелся в 100 тысяч тугриков. Говорят если будешь торговаться, то выйдет дороже. Потому что торг у них особый. Если говоришь 80, он говорит 120. Дальше говоришь - ладно 100, а он тебе 140 и так далее.
Мы торговаться не стали. Однако потом узнали некую хитрость, запоминайте! Оказывается шкуру и голову можно обратно продать этому же монголу. Они очень ценятся, наравне с мясом.
Потом опять были мелкие броды
В дали уже видна снежная шапка хархиры.
Долина реки усыпана большими валунами.
Поднимаемся все выше и выше. Приходится включать понижайку.
Даже не знаю на что вид, но вид ах"енен.
Наша цель все ближе и ближе
Земля вымывается дождями и весенним половодьем. Кустарник превращает нашу дорогу в жуткую трясучку.
А дальше целое поле желтых цветов
А также тут растет высокогорный цветок - Эдельвейс
Против солнца как говорится не пофотаешь...
Панорама долины Хархираа.
Слева Хархирра, впереди Турген. Между ними перевал Хархирра.
По фото кажется что по этому склону можно спуститься, но это оказалось не так просто. Прогулявшись вниз пешком, мы убедились что горы обманчивы и что из далека кажется присыпано мелкими камешками, на деле оказывается волунами 0,5 - 1 метра в диаметре. Плюс резкие обрывы на всем протяжении. Было принято коллективное решение вниз не спускаться. Ночуем наверху и затем едем в объезд. Пока располагались на лагерь вдруг откуда нивозьмись появился монгол. Сел рядышком и сидит. Полчаса сидел и смотрел на нас, потом так же незаметно исчез.
Плато наверху представляет из себя верховое болото. Передвигаться там затруднительно. Остные камни не дают нам расслабиться.
Наверху сильный ветер, пронизывающий насквозь. Поэтму спускаемся ниже и находим отличное место для стоянки.
Смеркалось...
Тут я понимаю что пора бы почистить объектив )))
Собрал небольшой букетик для любимой
Однако как только село солнце стало холодать. Буквально за час температура упала на 20 градусов. Ночью было -3.
На ужин мы приготовили плов из баранины. Такого жирного плова я еще ни разу не ел.
На утро из крышки из-под туманки соорудили табличку с нашими никами, как впервые побывавшие на южной стороне Хархиры.
Гора Хархираа
Третий день прошел гораздо быстрее, чем первые два. В основном мы только ехали вперед, в обход горного хребта.
Ледники как бэ напоминают нам что мы на высоте
Увидели в далеке озеро Харгас-Нуур
Дорога представляла собой подъемы и спуски. Машинкам доставалось по полной.
По дороге встретили золотоискателей. Но они на там так недобро смотрели, что мы решили не останавливаться.
А это наш первый серьезный брод. Голубой цвет означает что там глубоко. Теперь то мы это знаем на 100%
В конце машину ощутимо сносит. Однако передние колеса уже стоят на твердом покрытии и никаких трудностей выехать оттуда не возникает.
А нива вообще показала себя с лучше стороны. Казалось что она едет как по луже.
Смеркалось...
Мы нашли единственную растительность на реке и решили до захода солнца расположиться и развести костер
Не успели мы выпить и по второй баночке пива, как из темноты выехал зил и уаз! Подъехал к броду и остановился. Из машины начали выползать монголы. По нашим подсчетам их было человек 20-25. Подошли к нашим машинам, прочитали наклейки, что-то на своем сказали, поржали и давай с геной общаться. Гена человек общительный, но по монгольски не смог общаться. Пришлось на пальцах общаться, еле как друг-друга поняли. Они едут в туже сторону что и мы, просто остановились подождать рассвет, потому что в горах даже монголы ночью не ездят.
Но днем мы их встретили. Они застряли в одном из бродов на камне. Водитель ничего не мог поделать. Когда мы подъехали он спокойно дремал на берегу. Мы угостили их сигаретами и поехали дальше
Дорог нет, едем по руслу
Сворачиваем в сторону ущелья горы Хух-Ула. По карте там должно быть озеро. Идем на первопроход
Едем сами не зная куда
Но проехать можно
По дороге встречаем высохшее озеро
Поймали дикое животное и накормили
Поднялись слишком высоко. Наш паджеро оказался с неправильной развесовкой и при подъеме у него отрывались от земли передние колеса. Поэтому дальше прорываться не стали, хотя озеро было буквально за холмом.
А Сергей подумал что сверху ровная площадка и поехал вверх. Однако уперся в вертикальную стену. Пришлось спускать его задом потихоньку.
Буквально за этим холмом озеро. Есть конная тропа, ведущая к пустым хозпостройкам справа, но наклон весьма существенный для груженых машин
Обратно этой же дорогой. Разворачиваться на склоне тот еще гемор. Двое человек на подножке и поворот.
Выехали на туже речку
По дороге начали встречаться древние могилы времен татаро-монгольского ига.
Чем больше второй круг вокруг кургана, тем влиятельнее при жизни был воин. Вокруг могилы хоронили его воинов.
Дальше попадались даже квадратные курганы.
И тут Геннадий делает роковую ошибку (возможно это было и раньше, уже точно не помню). Он решил вытащить кнопки из тангетки рации, потому что она у него сама иногда переключалась на другой канал. Вот тут и начались все наши проблемы. Мы периодически не слышим капитана, он нервничает, мы нервничаем... Началась горная болезнь ))
Опять приходится пересекать эту речку, т.к. впереди стена.
Последний брод в этот день. Слияние рек Хархира-Гол и Чигэчиний Хэв
Думаете что если машине вода в пол колеса, то брод не представляет опасности? Ошибаетесь, валуны в речке точно такие же как и на берегу. Посмотрите видео и увидите как подкидывает паджеро на валуне. Если сесть на него брюхом, то сам не выберешься!
Вид от первого лица
Смеркалось...
Заканчивался четвертый день пребывания в моноглии.
Утром прощаемся с ущельем р.Хархира. То место, где мы смотрели на речку сверху буквально за этим поворотом. Но нам туда не надо. Нужно уже выбираться...
Показываю карту для наглядности и общего представления где мы находились. Вот красная метка "общая точка" была видна с ночевки 3 и с ночевки 5. Но там русло усеяно еще большими валунами. Планов пройти перевал понизу у нас не было, потому что его уже прошли в прошлом году. Тем более нам хотелось поехать дальше в горы, а у туристов не принято возвращаться тем же маршрутом.
Забираемся по камням наверх и в путь. Впереди еще много бродов.
Внезапно встретили указатель. Кто-нибудь сможет перевести? Монгольский язык состоит из кирилицы.
Интересное природное образование, ощущение что спилено по линии. Можно изучать почву по слоям
Речка Турген-Гол. Сперва казалось что там мелко, но первая машина чуть не зарылась. Штурмуем. Ниву пришлось привязать на веревку, т.к. течение и глубина может ее смыть.
Тяжелые внедорожники прошли без проблем
Опа, курилка. Остановимся на перекур
Долго искали перевал. По генштабу он есть, а на самом деле нет ничего. Местные подсказали что на старом перевале произошел обвал и там не проехать. Есть другой и показали нам дорогу. Как только мы перевалили его, перед нами открылся вид на то самое озеро, до которого мы не доехали буквально 500 метров с другой стороны.
Если взглянуть на карту, то станет понятно какой мы сделали крюк
Сгущались тучки. И пошел дождь. Мы не успели даже разобрать палатку.
После дождя вышла радуга, мир преобразился, стало тепло и уютно.
Ее конец был прямо на берегу озера...
После дождя видели как плещется рыба на середине реки. Но поймать что-либо не удалось. Толи рыба дурная, толи из нас рыбаки плохие. Вообще за все путешествие ни одной рыбы не поймали. Конечно все усугубляется отсутствием дневных остановок с лагерем, но у нас в приоритете рыбалка не стояла.
Интересный факт. Разобравшись с языком мы поняли почему их города так называются. Ула в переводе с монгольского это гора. А ближайшая гора к поселку это Ангом. Поэтому так и называют свои города Ула-ангом, Ула-анбатор...
Утро начинается с кофе...
Вечером, изучив карты генштаба было решено ехать на указанный перевал. Однако, приехав на указанную навигатором точку, обнаружили что никакого перевала тут нет и в помине. Бензина остается километров на 100, а то и меньше. В команде замечена нервозность. Дорогу ищем разными путями, где-то спрашиваем у местных, но все же находим выезд на прямую дорогу в объезд гор. В Улаангом въезжаем с горящей топливной лампочкой. Но все же мы сделали это. Два первопрохода, неизвестные для туристов места! Мы были первые после монголов, кто увидел это! А вместе с нами это все увидели вы...
Орёль был буквально в двух шагах от машины и не улетал. Видимо где-то рядом гнездо.
По вырубкам леса можно изучать пути миграции монголов. В этом районе таких мест полно. Там где нет деревьев, местные жители отапливаются сухими корнями кустарников, вылавливая их из речки.
В этих местах постоянная влажность. Покапывает дождик. Удивительно, но со стороны улаангома мы постоянно видели эти горы затянутые серыми тучами. Такое ощущение что мы вовремя сдулись оттуда.
Не найдя перевала поехали в объезд всех этих год искать федералку.
Урочище Улан-Ночий-Хундий
Последний на сегодня мелкий брод реки Хундий-Гол. В этой речке брод не глубокий и я решил проехать его на заднем приводе. Как оказалось зря. Камни под задними колесами разъехались и я остался буксовать. Времени включить понижайку у меня заняло секунд 5 и я с легкостью выскочил на противоположный берег этой речки.
Урочище Хундий-Сайр. Именно с этого места нам удалось перевалить через этот непреодолимый хребет.
И опять перевалы
На перевале проходит федеральная трасса. Поэтому тут много народу и мусора
Монголы пьют так много, что бутылки с водкой встречаются даже в пустыне. Я сфотографировал эту достопримечательность.
Это традиционное священное место "Обо". Вокруг него ходят и читают молитвы. Наш командир Геннадий сказал нам что надо пройти вокруг три раза и положить в него что-нибудь.
Вообще таких мест по монголии очень много. На любом перевале или перекрестке встречается такое место.
Не удивляйтесь, таких машин достаточно много. По федеральным трассам передвигаться можно на любом транспорте. В такую машинку помещается человек 8. Все машины забиты битком, так что шутку про вместимость запорожца можно тут применить к любой машине.
Обратил внимание что на многих машинах на заднем бампере наклеены светоотражающие указатели габаритов автомобиля. Видимо для монголии существует необходимость в таких наклейках. Можно спокойно оставить машину у обочины, не опасаясь что в ночи кто-то въедет в зад.
Мусор мы возили с собой и в населенных пунктых выбрасывали. В этот раз выбросили в урну на перевале
На ниве что-то забренчало и выводила Александра из себя. Каждую остановку он лез под машину искать бряк. Нашел он этот бряк только спустя сутки. Оказывается от жесткой подвески развалились резиновые втулки аммортизатора (те что сверху)
Спускаемся с перевала и попадаем на прямую дорогу на Улаангом.
Встречаем первый асфальт в монголии. Причем еще советский, положенный по ГОСТу на бетонную подложку. Сохранился в отличном состоянии.
Въезд в город платный 500 тугриков, выезд тоже - 500 ))
В городе чисто и хорошо, отель стоит 1000 рублей простой номер, по нашим меркам супер-люкс. Есть душ, телик, чайник, холодильник, плюс завтрак.
Встретили первого полицейского
Остановились вот в этом отеле. Тут же встретили первых русских из еката. Рассказали нам что ездили в Гоби, поубивали всю подвеску и уже едут домой.
Как рассказали местные тут каждая монголка пытается продать свое тело. Путан в городе большая половина женского населения.
Дома тут небольшие, зато у местных жителей есть дачи. Это такие участки огороженные, на которых стоят юрты и там ничего не растет. Вообще непонятно что они там выращивают.
Цены на бензин в тугриках. Делить на 42. Это примерно 50 рублей за литр.
Нам надо было поменять деньги и закупиться в дорогу. За этим делом мы отправились на местный рынок. Нашли барыг и по очень выгодному курсу поменяли тугрики
Продуктовый рынок выглядит вот так:
Я не сфотографировал, но там продают местный чай в брикетах, прессованный, весом 2 кг. Его цена всего 100 рублей.
И напоследок сказ о чудоканистрах Экстрим: Они раздуваются на жаре и при перепаде давления. Одна канистра потекла. Не советую такие на дальняк.
Восьмой день начинался день весьма хорошо. Мы планировали дальнейшее путешествие в сторону озера Хотон для рыбалки и расслабона, но тут Геннадий заявляет что ночью встретил русскоговорящего монгола, и тот рассказал ему про чудодейственное соленое озеро недалеко от Улаанбатора и показал на другой пограничный пост, через который можно проехать в тыву, г. Кызыл. Посовещавшись, приняли решение все-таки ехать этой дорогой. Подробных спутниковых карт этого района у нас не было, поэтому ехали по 5-ти километровке 50-х годов.
Дороги имеют много ответвлений. Проехав какой-либо поворот через 300 метров понимаешь что движешься не туда, по навигатору дорога рядом. Приходится возвращаться на прежний курс. Мы так делали раз 10.
По пути наткнулись на странное сооружение. Это поилка для скота и забой в одном месте. Внутри эта бетонная конструкция полая. То ли она наполняется дождями, то ли туда завозят воду. Но на десятки километров рядом нет ни одного водоема.
На перекурах встречали местных насекомых. И вправду, буквально несколько сотен километров от России и совершенно другой мир.
Насекомое вроде бы похоже на кузнечика по раскраске, лапам, усикам... да и вообще на вид кузнец, но... Этот кузнец необычайно жирный, без крыльев и с каким-то жалом в жопе. Если его прижать ногой начинает истошно орать.
Были еще жуки и ящерицы. Змей и скорпионов не встретили, а жаль, говорят они вкусные.
Долго поплутав вдоль озера наконец-то выехали к полупустыне.
Нас сопровождал табун лошадей. Очень красивое зрелище
Проехали дюны, спустя некоторое время, перед нами оказалась река. Через речку проходит кривоватый мост. Снизу виден заезд вброд, но на вид дно речки песчаное и ехать без разведки в такую реку опасно.
Проведя разведку моста решаем ехать по нему. Аккуратно проводив паджеро на противоположный берег, принялись руководить вторым пилотом Сергеем на Кайроне. Штурман, почти довел его до конца и бросил, побежав руководить третьей машиной.
И это было его роковой ошибкой. Сергей, не разу не пройдя мост пешком, просто не мог знать что в конце мост с одного края обрывается на полметра. В последний момент он понимает что едет в пропасть отворачивает руль в сторону земли, но машина всем весом падает на раму (бабах). Их кабины послышалась нецензурная брань в сторону штурманов. Еще чуть вперед и бабах, машина цепляется задним бампером за край моста. С горем пополам кайрон оказывается на другом берегу. Из потерь - оторванный аммортизатор, т.к. колесо всем своим весом резко провалилось в яму. Пружина при этом сместилась и изогнулась. Погнулась стойка стабилизатора.
Тот самый съезд с моста:
Фото поломок:
И тут, как в фильме брильянтовая рука, появляется монгол на мотоцикле. Проезжает эту речку в брод буквально по колено и спокойно уезжает =)
Мы в шоке. Оставшиеся три машины спокойно переезжают реку вброд. Уже смеркается...
Впереди еще большая река с множеством рукавов, но особых трудностей она у нас не вызывает. В этот день мы все таки нашли это соленое озеро, но решили заночевать подальше, потому что приехали монголы, и опять начали на нас смотреть ))
Ночевать остановились в заливчике озера Убсу-нуур. Одна и таже фотка с поляриком и без.
На следующий день приехали на это соленое озеро. Как оказалось оно целиком состоит из соли. В тех местах, откуда выкапывают соль образуются лужи. кто-то решил поплавать, остальные помочили ноги. Соль сильно разъедает кожу, долго задерживаться не стали.
Тырево соли для ванны ))
Обратный путь через мост и полупустыню преодолели намного быстрее. Ночью шел дождь, земля была влажной.
Рядом проплывают корабли пустини - верблюды:
Над нами парили грифоны
Фото получилось в стиле вестернов:
Всю дорогу наслаждался чудесами природы. Она не подвела на этот раз. В степи можно наслаждаться лишь облаками
Долго искали озеро Дерее-Нуур. Оно находится на границе монголии и россии, но проехать к нему можно только через пустыню. По генштабу 50-х годов дорога есть, но проехав вдоль всей пустыни мы так и не смогли найти дороги. Ехать наугад на ночь глядя нам не хотелось. Карта для наглядности:
https://maps.google.ru/?ll=50.033548,95 ... 7&t=h&z=12
Традиционно смеркалось...
В свете фар нам еще попались тушканчики. Это такие мелкие крысы с длинных хвостом, прыгающие на задних лапах как кенгуру. Около минуты он прыгал в свете моих фар пока не устал и не свернул.
Проехав около часа в темноте решаем разбить лагерь.
Выехав рано утром мы быстро добрались до поселка Тэс. До границы по прямой 40 километров. Решаем закупиться сувенирами и продовольствием в дорогу. Однако попадаем на Монгольский национальный праздник "Надом".
Вообще, надом это спортивные состязания, включающие в себя борьбу, стрельбу из лука и скачки. Мы попали на церемонию открытия.
В голубой форме это погранцы. Вначале они маршем зашли в центр, потом стали водить хоровод вокруг столба.
Ведущая что-то болтала на монгольском языке под бурные аплодисменты собравшихся.
Приехавшие всадники чуть было нас не затоптали протискиваясь в узкие ворота.
Посчитайте, сколько мобильных в кадре?
Александр - дозорный ))
Мы не планировали много времени проводить в этом городке, поэтому поехали на границу. Тувинец указал точные координаты поста на карте, однако проехав 50 км мы так и не нашли брода на противоположный берег. Все дороги заканчивались, резко обрывались. По ним давно никто не ездил. Посовещавшись, решаем возвращаться в поселок и спросить у местных как проехать на границу.
Жители указали нам на брод, но мы промахнулись буквально на 50 метров и не увидели его. Река в этом месте различной глубины со множеством русел. Я предложил разделиться и поискать этот брод, но командир сказал не разделяться, посмотрел на 5-ти километровке что есть дорога вдоль реки и надо ехать по ней. Ох уж эта спешка.... Пришлось ехать еще 50 км в другую сторону. По пути встретили норвежца, он указал что дальше есть брод.
Приехав в следующий поселок свернули к реке. Мы устали ездить не зная куда и это закончилось печально. Геннадий проехав по дороге до реки встал и ждал нас. Александр подъехал вторым и сходу ухнулся в реку. Буквально проехав метр от берега морда машины ухнула в воду по капот. Что-то щелкнуло в мозгу у Александра и он нажал педаль газа до упора. Машина ушла под воду целиком по лобовое стекло. Еще немного побуксовав он сумел только немного приподнять над водой капот. Мы хотели дергать его назад, но Сергей на кайроне бросился в брод рядышком чуть правее, где на вид было помельче. Быстро выскочив на противоположный берег цепляет стропу и по газам. Но стропа не рассчитана на ударные нагрузки, да и была потрепана временем - она рвется. Все произошло буквально секунд за 30.
Все было настолько быстро, что мы просто стояли и смотрели как он его вытащит. Я готовил лебедку для вытаскивания назад. Но как только порвался трос, все остальные кинулись быстрее на помощь. Отважный дикий бросился с динамикой прямо рядом с машиной, а Геннадий поехал в брод по следам Сергея. Быстро перецепили динамический трос к саненгу и за два рывка машина была на берегу.
В итоге все вещи в салоне намокли, еда пропала. Сохранились только герметичные продукты. Он простоял в воде от 5 до 10 минут все время подгазовывая чтобы не заглохнуть. (Фотки делала моя жена)
Видео спасения:
В итоге по пути у паджеро стало капать с раздатки
Слили эмульсию 6 с лишним литров, когда в раздатку входит только 2.5 литра. В заднем мосту такая же жидкость.
Ой, не поверите. Но опять смеркалось...
По пути нас застал сильнейший ливень. Из-за него чуть не застряли на одном из холмов в старой колее. А подъезжая к КПП пошел град.
И в концовке, итого плохое настроение нам испортили погранцы. Оказывается у них национальный праздник и таможня не работает 4 дня! Бензина у нас было ровно столько, сколько нужно доехать либо до Кызыла, либо до п.Тэс.
Погранцы уверенно сказали что граница на Алтае работает и показали нам короткую дорогу на Тэс. Мы поехали. До брода было ровно 40 километров. Наткнулись на строительство автомобильного моста! Так что если кто-то собирается в следующем году на пузотере через Тыву в Монголию, то теперь это легко.
Заночевали на берегу и утром легко переправились на другой берег.
Вся курьезность ситуации складывалась в том, что мы, планируя выехать в Россию, потратили все тугрики и на руках у нас были только рубли. На единственной заправке в поселке нам отказались заправлять за рубли.
Стали думать что можно продать за горючку. Еда и водка не являются в Монголии валютой. Единственное, на что сбежалось местное население это сварочный аппарат. Заправщик предложил за него 90 тысяч тугриков. Но этого не хватило бы заправить даже одну машину. На наше счастье мимо проезжал меняла и поменял нам немного денег. Всем хватило залить полные баки. По расчетам нам должно хватить до границы.
По федералке ехать невозможно, сплошная гребенка. Мы решили ехать более длинной, но ровной дорогой. Проселочные дороги гораздо лучше. Мы разгонялись до 80-ти км/ч, потому что хотели успеть на границу к пятнице, потому что в выходные таможня тоже не работает. К вечеру добрались до озера Уурэг-нуур.
На озере прозрачная вода и скалы, так напоминает море.
Панорама
Смеркалось...
Ранний подъем и гонка не заставили ждать поломок. На этот раз нива влетает в яму, у нее отрывается домик аммортизатора и ломается стабилизатор поперечной устойчивости. Александр решает ехать дальше как есть. Но болтающийся аммортизатор перебивает тормозную трубку и чудом не случается очередное дтп. Трубку мы пережимаем, оставляя на торможение лишь одно колесо, а амортизатор в багажник.
Спешка при форсировании реки опять приводит к засадам. Выдергивается только динамикой...
Приятной неожиданностью стала встречать на пути дикого козла. Точно марку не могу назвать. Если есть знатоки, помогайте!
Скорость на спидометре была 60 км/ч. Сопровождал он нас около километра, потом удалился и вдруг, неожиданно выскочил поперек дороги и убежал проч на другую сторону. Олень поперекколейный!
Доехав до границы упираемся в забор!!! Граница на замке епта.
У нас опускаются руки. Бензина, чтобы доехать до какого-нибудь озера или речки нет. Пограничники стоят пьяные с автоматами. Все жители в приграничном поселке пьяные.
Решили немного отъехать от поста и встать возле дороги.
Вездесущие монголы тут же нас нашли. Вначале приехали двое мужиков. Сели и смотрят, что-то обсуждают. Уехали.
Следом приехали еще трое, посмотрели, уехали. Приезжали пацаны, сидели смотрели... Мы поставили машины полукругом и ограничили движение монголов внутри лагеря. Как только стемнело монголы исчезли. Все занялись ремонтом своих машин.
У Александра в протекторе обнаружился небольшой камешек, который пробил хваленый BFGoodrich ровно в шишку протектора.
Я тоже получил прокол подъезжая к границе, но всего-лишь мелкую дырочку. Чтобы вытащить этот камень пришлось разбортовать колесо и выбивать его изнутри молотком.
Хотелось верить что на этом все закончится, однако утром начали собираться дети. Вначале пришла девочка, посмотрела на нас и ушла. Приехали два парня на мотоцикле и остались смотреть на нас. В итоге к обеду их собралось человек 8. Из мимо проезжающего уазика вышли дети и передали нам кусочек местного козьего сыра.
В благодарность получили по пачке печенья и убежали.
Постепенно монгольские дети стали наглеть. Стали заходить в лагерь, пытаться что-то спрашивать. Иногда кто-то из нас угощал их. В итоге при попытке Александра раздать детям сухпай, был почти разорван дикими детьми. Мы поспешили уехать с этого места. Перед отъездом дети "отжали" у нас мешок с мусором =)
Созвонившись с Омском попросили выяснить когда откроется граница. Товарищи с клуба 4x4omsk помогли нам в этом вопросе.... Выяснив что граница будет работать в воскресенье, последнюю ночь мы провели в машинах прямо перед границей. Утром собралась приличная очередь состоящая из монголов, казахов, русских и европейцев.
Прохождение самой границы особых трудностей не вызвало. Просто пришлось побегать то за ветеринаром, то за таможенником.
И вот, 14 июля мы выбрались на родину!!! Это было самое долгожданное событие за всю нашу поездку.
В кош-агаче залатали покрышки, заправились "дармовым" бензином, прокачали тормоза, подварились и благополучно вернулись домой.
КОНЕЦ.
Дальше начинается веселье... Со слов Геннадия: я сложил все вещи в машину и пошел в помещение. Там другой дядька говорит - пошли. Вышли, он говорит
- разгружай;
- так я только что разгружал и показывал;
- кому?
- вон тому дядьке;
- так это ветеринар, а я таможенник - разгружай;
- на те сухпай, угомонись.
Вопщем с горем пополам выбрались с этой таможни.
Как только въезжаешь в Монголию, понимаешь, что асфальта больше не будет... За страховку я отдал 1500 рублей, практически половину моей годовой страховки. Тут же на границе поменяли рубли на тугрики по курсу 1 к 42 (в банках такой же курс). Перекусили в местной ташниловке. Порция местных мант, по местному - бузы, обошлась нам в 100 рублей с человека. А дальше была гравийка и непонятные надписи.
Красота тут вокруг
Помолились богам на хорошую погоду и двинули дальше.
Проезжая мимо юрт вдруг откуда нивозьмись появляются дети и бегут к дороге, показывая на живот и тыкая пальцем в рот. Привыкли они так наживаться на туристах. Ведут себя нагло, некоторые кидали камнями. Посмотрели мы на них, в принципе живут они неплохо. В юрте есть и электричество и спутниковая связь. Подальше от границы монголы уже боятся незнакомцев, на контакт идут неохотна, дети прячутся за родителей.
Через пару часов вышли на первое открытое пространство
Ориентация на местности. Выбираем направление. Эти дороги в нашем понимании можно назвать районной. Потому что по федералкам вообще невозможно ездить.
Интересный скальник
А это состав нашей группы:
Солнце еще не зашло, а мы уже нашли место для первой стоянки в Монголии. Это озеро Ачит.
Облака напоминали нам о родине в виде красно-голубого с белым флага
Панорамка места стоянки.
Закат был превосходным. Однако что-то случилось с моей прошивкой в фотоаппарате и у меня не получилось снять таймлапс. Зато красивые фотки вышли.
Утро следующего дня встретило нас 30-ти градусной жарой. И походу Сереге немного припекло и он задумавшись въехал мне в зад. На ровном месте... пичалька. Потом я всю дорогу ехал с огромной щелью в багажнике.
Поехали на заправку. И тут случайно слышим своих с российской стороны. По голосам и именам понимаем что это вторая экспедиция в Туву. Расстояние не позволяет переговариваться, но азбукой морзе дали понять что слышим и довольные едем дальше.
Первым населенным пунктом оказался Ховд.
Тут мы впервые вкусили все прелести монгольского быта. Набрали местного пива, водки. Купили хлеб, выпуска 2012 года.
Были очень удивлены местным мороженым. Оказалось оно все из козьего молока, такое кисло-соленое. На вид это просто замороженное молоко =)
Бензин был только 80-й. Много заправлять не стали, тем более цена даже 80-го бензина 45 рублей!!! Дальше был 92 по 50 рублей. Дизель тоже 50 рублей.
В первом броде встретили застрявший камаз с углем. Это федеральная трасса! По ней возят все продовольствие и бензин из России. Причем большинство продуктов в магазинах российского производства. Шмотки - китайского.
Брод не сильно глубокий. Преодолели без проблем.
Первая достопримечательность - каменный рыцарь без головы. Кто-то говорил что это женщина, но сисек я не увидел.
Обычное явление для Монголии - одно направление и куча дорог
Смеркалось. Заканчивался первый день нашей увлекательной поездки. В горы решено ехать рано утром, потому что по ночам ездить по незнакомым местам очень опасно.
Так выглядит колонка в поселках. Поселок Кобдо.
Круто, многоэтажка! Наследие совка.
Меня удивило покрытие на земле. Весь поселок усеян мелкой травкой, равномерно распределенной по всему поселку.
На мелкие броды даже внимания не обращаем. Можно помыть подвеску.
Видимо на всех детей одежды не хватает, пришлось подретушировать фотку дабы не обвинили в педофилии. У нас в Омске это строго, сажают всех подряд, даже если чужую фотку у себя в блоге разместишь.
Едем по руслу реки вверх на перевал Хархираа
Тут мы понимаем что дальше юрт уже может и не быть. Надо покупать барана. Находим пастуха, а он нам показывает на хозяина стада. Идем к нему торговаться.
В каждой юрте есть солнечная батарея от которой заряжается аккумулятор. А уже от него освещение и зарядка мобильных устройств.
Хозяин позвал нас внутрь юрты. Дочка с мамой стали мыть посуду. Нам дали на пробу местных деликатесов - бараний сыр и какие то сухарики. Сыр оказался на любителя. Довольно вонючий. Женщины растопили печку и заварили нам чудесный чай с молоком.
Хозяин достал канистру с самогоном, вначале попробовал сам, затем предложил всем нам попробовать. Напиток оказался слегка алкогольным, градусов 8. Хозяин сказал что это национальный напиток Архи.
В юрте ни жарко, ни холодно. Даже ничем не воняет. По бокам материал немного приподнимается и юрта хорошо продувается ветром.
В юрте одна кровать, скорее всего для главы семьи. Для детей и внуков простые матрасы. Днем они сложены в стопку.
В Монголии очень дорогие сигареты. И местные курят в основном трубки. Табак в изобилии и стоит копейки.
В этом тюке, сшитым из кожи барана взбивают сыр. Из выжимки делают тот самый самогон.
В каждой юрте в центре стоит алтарь, на который вешают все семейные фотографии. Судя по росписям на алтаре эта семья исповедует буддизм.
Сыр сушится на крыше. И судя по всему это их единственная еда.
Общее фото на память:
Вместо паспорта у них единая пластиковая карта, наподобие тех что хотят ввести у нас. Это паспорт хозяина юрты.
И у юрт есть адреса )))
Как выяснилось, местные весьма образованные. Дети ходят в школу. В основном это интернаты. Детей на зиму отправляют учиться, а летом они живут и помогают родителям. Денег от продажи скота достаточно чтобы обеспечить им достойное образование.
Пока мы изучали юрту привезли барашка и по нашей просьбе разделали его. Дети ничего не пугаются, приучены с пеленок.
Баран нам обошелся в 100 тысяч тугриков. Говорят если будешь торговаться, то выйдет дороже. Потому что торг у них особый. Если говоришь 80, он говорит 120. Дальше говоришь - ладно 100, а он тебе 140 и так далее.
Мы торговаться не стали. Однако потом узнали некую хитрость, запоминайте! Оказывается шкуру и голову можно обратно продать этому же монголу. Они очень ценятся, наравне с мясом.
Потом опять были мелкие броды
В дали уже видна снежная шапка хархиры.
Долина реки усыпана большими валунами.
Поднимаемся все выше и выше. Приходится включать понижайку.
Даже не знаю на что вид, но вид ах"енен.
Наша цель все ближе и ближе
Земля вымывается дождями и весенним половодьем. Кустарник превращает нашу дорогу в жуткую трясучку.
А дальше целое поле желтых цветов
А также тут растет высокогорный цветок - Эдельвейс
Против солнца как говорится не пофотаешь...
Панорама долины Хархираа.
Слева Хархирра, впереди Турген. Между ними перевал Хархирра.
По фото кажется что по этому склону можно спуститься, но это оказалось не так просто. Прогулявшись вниз пешком, мы убедились что горы обманчивы и что из далека кажется присыпано мелкими камешками, на деле оказывается волунами 0,5 - 1 метра в диаметре. Плюс резкие обрывы на всем протяжении. Было принято коллективное решение вниз не спускаться. Ночуем наверху и затем едем в объезд. Пока располагались на лагерь вдруг откуда нивозьмись появился монгол. Сел рядышком и сидит. Полчаса сидел и смотрел на нас, потом так же незаметно исчез.
Плато наверху представляет из себя верховое болото. Передвигаться там затруднительно. Остные камни не дают нам расслабиться.
Наверху сильный ветер, пронизывающий насквозь. Поэтму спускаемся ниже и находим отличное место для стоянки.
Смеркалось...
Тут я понимаю что пора бы почистить объектив )))
Собрал небольшой букетик для любимой
Однако как только село солнце стало холодать. Буквально за час температура упала на 20 градусов. Ночью было -3.
На ужин мы приготовили плов из баранины. Такого жирного плова я еще ни разу не ел.
На утро из крышки из-под туманки соорудили табличку с нашими никами, как впервые побывавшие на южной стороне Хархиры.
Гора Хархираа
Третий день прошел гораздо быстрее, чем первые два. В основном мы только ехали вперед, в обход горного хребта.
Ледники как бэ напоминают нам что мы на высоте
Увидели в далеке озеро Харгас-Нуур
Дорога представляла собой подъемы и спуски. Машинкам доставалось по полной.
По дороге встретили золотоискателей. Но они на там так недобро смотрели, что мы решили не останавливаться.
А это наш первый серьезный брод. Голубой цвет означает что там глубоко. Теперь то мы это знаем на 100%
В конце машину ощутимо сносит. Однако передние колеса уже стоят на твердом покрытии и никаких трудностей выехать оттуда не возникает.
А нива вообще показала себя с лучше стороны. Казалось что она едет как по луже.
Смеркалось...
Мы нашли единственную растительность на реке и решили до захода солнца расположиться и развести костер
Не успели мы выпить и по второй баночке пива, как из темноты выехал зил и уаз! Подъехал к броду и остановился. Из машины начали выползать монголы. По нашим подсчетам их было человек 20-25. Подошли к нашим машинам, прочитали наклейки, что-то на своем сказали, поржали и давай с геной общаться. Гена человек общительный, но по монгольски не смог общаться. Пришлось на пальцах общаться, еле как друг-друга поняли. Они едут в туже сторону что и мы, просто остановились подождать рассвет, потому что в горах даже монголы ночью не ездят.
Но днем мы их встретили. Они застряли в одном из бродов на камне. Водитель ничего не мог поделать. Когда мы подъехали он спокойно дремал на берегу. Мы угостили их сигаретами и поехали дальше
Дорог нет, едем по руслу
Сворачиваем в сторону ущелья горы Хух-Ула. По карте там должно быть озеро. Идем на первопроход
Едем сами не зная куда
Но проехать можно
По дороге встречаем высохшее озеро
Поймали дикое животное и накормили
Поднялись слишком высоко. Наш паджеро оказался с неправильной развесовкой и при подъеме у него отрывались от земли передние колеса. Поэтому дальше прорываться не стали, хотя озеро было буквально за холмом.
А Сергей подумал что сверху ровная площадка и поехал вверх. Однако уперся в вертикальную стену. Пришлось спускать его задом потихоньку.
Буквально за этим холмом озеро. Есть конная тропа, ведущая к пустым хозпостройкам справа, но наклон весьма существенный для груженых машин
Обратно этой же дорогой. Разворачиваться на склоне тот еще гемор. Двое человек на подножке и поворот.
Выехали на туже речку
По дороге начали встречаться древние могилы времен татаро-монгольского ига.
Чем больше второй круг вокруг кургана, тем влиятельнее при жизни был воин. Вокруг могилы хоронили его воинов.
Дальше попадались даже квадратные курганы.
И тут Геннадий делает роковую ошибку (возможно это было и раньше, уже точно не помню). Он решил вытащить кнопки из тангетки рации, потому что она у него сама иногда переключалась на другой канал. Вот тут и начались все наши проблемы. Мы периодически не слышим капитана, он нервничает, мы нервничаем... Началась горная болезнь ))
Опять приходится пересекать эту речку, т.к. впереди стена.
Последний брод в этот день. Слияние рек Хархира-Гол и Чигэчиний Хэв
Думаете что если машине вода в пол колеса, то брод не представляет опасности? Ошибаетесь, валуны в речке точно такие же как и на берегу. Посмотрите видео и увидите как подкидывает паджеро на валуне. Если сесть на него брюхом, то сам не выберешься!
phpBB [video]
Вид от первого лица
phpBB [video]
Смеркалось...
Заканчивался четвертый день пребывания в моноглии.
Утром прощаемся с ущельем р.Хархира. То место, где мы смотрели на речку сверху буквально за этим поворотом. Но нам туда не надо. Нужно уже выбираться...
Показываю карту для наглядности и общего представления где мы находились. Вот красная метка "общая точка" была видна с ночевки 3 и с ночевки 5. Но там русло усеяно еще большими валунами. Планов пройти перевал понизу у нас не было, потому что его уже прошли в прошлом году. Тем более нам хотелось поехать дальше в горы, а у туристов не принято возвращаться тем же маршрутом.
Забираемся по камням наверх и в путь. Впереди еще много бродов.
Внезапно встретили указатель. Кто-нибудь сможет перевести? Монгольский язык состоит из кирилицы.
Интересное природное образование, ощущение что спилено по линии. Можно изучать почву по слоям
Речка Турген-Гол. Сперва казалось что там мелко, но первая машина чуть не зарылась. Штурмуем. Ниву пришлось привязать на веревку, т.к. течение и глубина может ее смыть.
Тяжелые внедорожники прошли без проблем
phpBB [video]
phpBB [video]
Опа, курилка. Остановимся на перекур
Долго искали перевал. По генштабу он есть, а на самом деле нет ничего. Местные подсказали что на старом перевале произошел обвал и там не проехать. Есть другой и показали нам дорогу. Как только мы перевалили его, перед нами открылся вид на то самое озеро, до которого мы не доехали буквально 500 метров с другой стороны.
Если взглянуть на карту, то станет понятно какой мы сделали крюк
Сгущались тучки. И пошел дождь. Мы не успели даже разобрать палатку.
После дождя вышла радуга, мир преобразился, стало тепло и уютно.
Ее конец был прямо на берегу озера...
После дождя видели как плещется рыба на середине реки. Но поймать что-либо не удалось. Толи рыба дурная, толи из нас рыбаки плохие. Вообще за все путешествие ни одной рыбы не поймали. Конечно все усугубляется отсутствием дневных остановок с лагерем, но у нас в приоритете рыбалка не стояла.
phpBB [video]
Интересный факт. Разобравшись с языком мы поняли почему их города так называются. Ула в переводе с монгольского это гора. А ближайшая гора к поселку это Ангом. Поэтому так и называют свои города Ула-ангом, Ула-анбатор...
Утро начинается с кофе...
Вечером, изучив карты генштаба было решено ехать на указанный перевал. Однако, приехав на указанную навигатором точку, обнаружили что никакого перевала тут нет и в помине. Бензина остается километров на 100, а то и меньше. В команде замечена нервозность. Дорогу ищем разными путями, где-то спрашиваем у местных, но все же находим выезд на прямую дорогу в объезд гор. В Улаангом въезжаем с горящей топливной лампочкой. Но все же мы сделали это. Два первопрохода, неизвестные для туристов места! Мы были первые после монголов, кто увидел это! А вместе с нами это все увидели вы...
Орёль был буквально в двух шагах от машины и не улетал. Видимо где-то рядом гнездо.
По вырубкам леса можно изучать пути миграции монголов. В этом районе таких мест полно. Там где нет деревьев, местные жители отапливаются сухими корнями кустарников, вылавливая их из речки.
В этих местах постоянная влажность. Покапывает дождик. Удивительно, но со стороны улаангома мы постоянно видели эти горы затянутые серыми тучами. Такое ощущение что мы вовремя сдулись оттуда.
Не найдя перевала поехали в объезд всех этих год искать федералку.
Урочище Улан-Ночий-Хундий
Последний на сегодня мелкий брод реки Хундий-Гол. В этой речке брод не глубокий и я решил проехать его на заднем приводе. Как оказалось зря. Камни под задними колесами разъехались и я остался буксовать. Времени включить понижайку у меня заняло секунд 5 и я с легкостью выскочил на противоположный берег этой речки.
Урочище Хундий-Сайр. Именно с этого места нам удалось перевалить через этот непреодолимый хребет.
И опять перевалы
На перевале проходит федеральная трасса. Поэтому тут много народу и мусора
Монголы пьют так много, что бутылки с водкой встречаются даже в пустыне. Я сфотографировал эту достопримечательность.
Это традиционное священное место "Обо". Вокруг него ходят и читают молитвы. Наш командир Геннадий сказал нам что надо пройти вокруг три раза и положить в него что-нибудь.
Вообще таких мест по монголии очень много. На любом перевале или перекрестке встречается такое место.
Не удивляйтесь, таких машин достаточно много. По федеральным трассам передвигаться можно на любом транспорте. В такую машинку помещается человек 8. Все машины забиты битком, так что шутку про вместимость запорожца можно тут применить к любой машине.
Обратил внимание что на многих машинах на заднем бампере наклеены светоотражающие указатели габаритов автомобиля. Видимо для монголии существует необходимость в таких наклейках. Можно спокойно оставить машину у обочины, не опасаясь что в ночи кто-то въедет в зад.
Мусор мы возили с собой и в населенных пунктых выбрасывали. В этот раз выбросили в урну на перевале
На ниве что-то забренчало и выводила Александра из себя. Каждую остановку он лез под машину искать бряк. Нашел он этот бряк только спустя сутки. Оказывается от жесткой подвески развалились резиновые втулки аммортизатора (те что сверху)
Спускаемся с перевала и попадаем на прямую дорогу на Улаангом.
Встречаем первый асфальт в монголии. Причем еще советский, положенный по ГОСТу на бетонную подложку. Сохранился в отличном состоянии.
Въезд в город платный 500 тугриков, выезд тоже - 500 ))
В городе чисто и хорошо, отель стоит 1000 рублей простой номер, по нашим меркам супер-люкс. Есть душ, телик, чайник, холодильник, плюс завтрак.
Встретили первого полицейского
Остановились вот в этом отеле. Тут же встретили первых русских из еката. Рассказали нам что ездили в Гоби, поубивали всю подвеску и уже едут домой.
Как рассказали местные тут каждая монголка пытается продать свое тело. Путан в городе большая половина женского населения.
Дома тут небольшие, зато у местных жителей есть дачи. Это такие участки огороженные, на которых стоят юрты и там ничего не растет. Вообще непонятно что они там выращивают.
Цены на бензин в тугриках. Делить на 42. Это примерно 50 рублей за литр.
Нам надо было поменять деньги и закупиться в дорогу. За этим делом мы отправились на местный рынок. Нашли барыг и по очень выгодному курсу поменяли тугрики
Продуктовый рынок выглядит вот так:
Я не сфотографировал, но там продают местный чай в брикетах, прессованный, весом 2 кг. Его цена всего 100 рублей.
И напоследок сказ о чудоканистрах Экстрим: Они раздуваются на жаре и при перепаде давления. Одна канистра потекла. Не советую такие на дальняк.
Восьмой день начинался день весьма хорошо. Мы планировали дальнейшее путешествие в сторону озера Хотон для рыбалки и расслабона, но тут Геннадий заявляет что ночью встретил русскоговорящего монгола, и тот рассказал ему про чудодейственное соленое озеро недалеко от Улаанбатора и показал на другой пограничный пост, через который можно проехать в тыву, г. Кызыл. Посовещавшись, приняли решение все-таки ехать этой дорогой. Подробных спутниковых карт этого района у нас не было, поэтому ехали по 5-ти километровке 50-х годов.
Дороги имеют много ответвлений. Проехав какой-либо поворот через 300 метров понимаешь что движешься не туда, по навигатору дорога рядом. Приходится возвращаться на прежний курс. Мы так делали раз 10.
По пути наткнулись на странное сооружение. Это поилка для скота и забой в одном месте. Внутри эта бетонная конструкция полая. То ли она наполняется дождями, то ли туда завозят воду. Но на десятки километров рядом нет ни одного водоема.
На перекурах встречали местных насекомых. И вправду, буквально несколько сотен километров от России и совершенно другой мир.
Насекомое вроде бы похоже на кузнечика по раскраске, лапам, усикам... да и вообще на вид кузнец, но... Этот кузнец необычайно жирный, без крыльев и с каким-то жалом в жопе. Если его прижать ногой начинает истошно орать.
Были еще жуки и ящерицы. Змей и скорпионов не встретили, а жаль, говорят они вкусные.
Долго поплутав вдоль озера наконец-то выехали к полупустыне.
Нас сопровождал табун лошадей. Очень красивое зрелище
phpBB [video]
Проехали дюны, спустя некоторое время, перед нами оказалась река. Через речку проходит кривоватый мост. Снизу виден заезд вброд, но на вид дно речки песчаное и ехать без разведки в такую реку опасно.
Проведя разведку моста решаем ехать по нему. Аккуратно проводив паджеро на противоположный берег, принялись руководить вторым пилотом Сергеем на Кайроне. Штурман, почти довел его до конца и бросил, побежав руководить третьей машиной.
И это было его роковой ошибкой. Сергей, не разу не пройдя мост пешком, просто не мог знать что в конце мост с одного края обрывается на полметра. В последний момент он понимает что едет в пропасть отворачивает руль в сторону земли, но машина всем весом падает на раму (бабах). Их кабины послышалась нецензурная брань в сторону штурманов. Еще чуть вперед и бабах, машина цепляется задним бампером за край моста. С горем пополам кайрон оказывается на другом берегу. Из потерь - оторванный аммортизатор, т.к. колесо всем своим весом резко провалилось в яму. Пружина при этом сместилась и изогнулась. Погнулась стойка стабилизатора.
Тот самый съезд с моста:
Фото поломок:
И тут, как в фильме брильянтовая рука, появляется монгол на мотоцикле. Проезжает эту речку в брод буквально по колено и спокойно уезжает =)
Мы в шоке. Оставшиеся три машины спокойно переезжают реку вброд. Уже смеркается...
Впереди еще большая река с множеством рукавов, но особых трудностей она у нас не вызывает. В этот день мы все таки нашли это соленое озеро, но решили заночевать подальше, потому что приехали монголы, и опять начали на нас смотреть ))
Ночевать остановились в заливчике озера Убсу-нуур. Одна и таже фотка с поляриком и без.
На следующий день приехали на это соленое озеро. Как оказалось оно целиком состоит из соли. В тех местах, откуда выкапывают соль образуются лужи. кто-то решил поплавать, остальные помочили ноги. Соль сильно разъедает кожу, долго задерживаться не стали.
Тырево соли для ванны ))
Обратный путь через мост и полупустыню преодолели намного быстрее. Ночью шел дождь, земля была влажной.
Рядом проплывают корабли пустини - верблюды:
Над нами парили грифоны
Фото получилось в стиле вестернов:
Всю дорогу наслаждался чудесами природы. Она не подвела на этот раз. В степи можно наслаждаться лишь облаками
Долго искали озеро Дерее-Нуур. Оно находится на границе монголии и россии, но проехать к нему можно только через пустыню. По генштабу 50-х годов дорога есть, но проехав вдоль всей пустыни мы так и не смогли найти дороги. Ехать наугад на ночь глядя нам не хотелось. Карта для наглядности:
https://maps.google.ru/?ll=50.033548,95 ... 7&t=h&z=12
Традиционно смеркалось...
В свете фар нам еще попались тушканчики. Это такие мелкие крысы с длинных хвостом, прыгающие на задних лапах как кенгуру. Около минуты он прыгал в свете моих фар пока не устал и не свернул.
Проехав около часа в темноте решаем разбить лагерь.
Выехав рано утром мы быстро добрались до поселка Тэс. До границы по прямой 40 километров. Решаем закупиться сувенирами и продовольствием в дорогу. Однако попадаем на Монгольский национальный праздник "Надом".
Вообще, надом это спортивные состязания, включающие в себя борьбу, стрельбу из лука и скачки. Мы попали на церемонию открытия.
В голубой форме это погранцы. Вначале они маршем зашли в центр, потом стали водить хоровод вокруг столба.
Ведущая что-то болтала на монгольском языке под бурные аплодисменты собравшихся.
Приехавшие всадники чуть было нас не затоптали протискиваясь в узкие ворота.
Посчитайте, сколько мобильных в кадре?
Александр - дозорный ))
Мы не планировали много времени проводить в этом городке, поэтому поехали на границу. Тувинец указал точные координаты поста на карте, однако проехав 50 км мы так и не нашли брода на противоположный берег. Все дороги заканчивались, резко обрывались. По ним давно никто не ездил. Посовещавшись, решаем возвращаться в поселок и спросить у местных как проехать на границу.
Жители указали нам на брод, но мы промахнулись буквально на 50 метров и не увидели его. Река в этом месте различной глубины со множеством русел. Я предложил разделиться и поискать этот брод, но командир сказал не разделяться, посмотрел на 5-ти километровке что есть дорога вдоль реки и надо ехать по ней. Ох уж эта спешка.... Пришлось ехать еще 50 км в другую сторону. По пути встретили норвежца, он указал что дальше есть брод.
Приехав в следующий поселок свернули к реке. Мы устали ездить не зная куда и это закончилось печально. Геннадий проехав по дороге до реки встал и ждал нас. Александр подъехал вторым и сходу ухнулся в реку. Буквально проехав метр от берега морда машины ухнула в воду по капот. Что-то щелкнуло в мозгу у Александра и он нажал педаль газа до упора. Машина ушла под воду целиком по лобовое стекло. Еще немного побуксовав он сумел только немного приподнять над водой капот. Мы хотели дергать его назад, но Сергей на кайроне бросился в брод рядышком чуть правее, где на вид было помельче. Быстро выскочив на противоположный берег цепляет стропу и по газам. Но стропа не рассчитана на ударные нагрузки, да и была потрепана временем - она рвется. Все произошло буквально секунд за 30.
phpBB [video]
Все было настолько быстро, что мы просто стояли и смотрели как он его вытащит. Я готовил лебедку для вытаскивания назад. Но как только порвался трос, все остальные кинулись быстрее на помощь. Отважный дикий бросился с динамикой прямо рядом с машиной, а Геннадий поехал в брод по следам Сергея. Быстро перецепили динамический трос к саненгу и за два рывка машина была на берегу.
В итоге все вещи в салоне намокли, еда пропала. Сохранились только герметичные продукты. Он простоял в воде от 5 до 10 минут все время подгазовывая чтобы не заглохнуть. (Фотки делала моя жена)
Видео спасения:
phpBB [video]
В итоге по пути у паджеро стало капать с раздатки
Слили эмульсию 6 с лишним литров, когда в раздатку входит только 2.5 литра. В заднем мосту такая же жидкость.
Ой, не поверите. Но опять смеркалось...
По пути нас застал сильнейший ливень. Из-за него чуть не застряли на одном из холмов в старой колее. А подъезжая к КПП пошел град.
И в концовке, итого плохое настроение нам испортили погранцы. Оказывается у них национальный праздник и таможня не работает 4 дня! Бензина у нас было ровно столько, сколько нужно доехать либо до Кызыла, либо до п.Тэс.
Погранцы уверенно сказали что граница на Алтае работает и показали нам короткую дорогу на Тэс. Мы поехали. До брода было ровно 40 километров. Наткнулись на строительство автомобильного моста! Так что если кто-то собирается в следующем году на пузотере через Тыву в Монголию, то теперь это легко.
Заночевали на берегу и утром легко переправились на другой берег.
Вся курьезность ситуации складывалась в том, что мы, планируя выехать в Россию, потратили все тугрики и на руках у нас были только рубли. На единственной заправке в поселке нам отказались заправлять за рубли.
Стали думать что можно продать за горючку. Еда и водка не являются в Монголии валютой. Единственное, на что сбежалось местное население это сварочный аппарат. Заправщик предложил за него 90 тысяч тугриков. Но этого не хватило бы заправить даже одну машину. На наше счастье мимо проезжал меняла и поменял нам немного денег. Всем хватило залить полные баки. По расчетам нам должно хватить до границы.
По федералке ехать невозможно, сплошная гребенка. Мы решили ехать более длинной, но ровной дорогой. Проселочные дороги гораздо лучше. Мы разгонялись до 80-ти км/ч, потому что хотели успеть на границу к пятнице, потому что в выходные таможня тоже не работает. К вечеру добрались до озера Уурэг-нуур.
На озере прозрачная вода и скалы, так напоминает море.
Панорама
Смеркалось...
Ранний подъем и гонка не заставили ждать поломок. На этот раз нива влетает в яму, у нее отрывается домик аммортизатора и ломается стабилизатор поперечной устойчивости. Александр решает ехать дальше как есть. Но болтающийся аммортизатор перебивает тормозную трубку и чудом не случается очередное дтп. Трубку мы пережимаем, оставляя на торможение лишь одно колесо, а амортизатор в багажник.
Спешка при форсировании реки опять приводит к засадам. Выдергивается только динамикой...
Приятной неожиданностью стала встречать на пути дикого козла. Точно марку не могу назвать. Если есть знатоки, помогайте!
Скорость на спидометре была 60 км/ч. Сопровождал он нас около километра, потом удалился и вдруг, неожиданно выскочил поперек дороги и убежал проч на другую сторону. Олень поперекколейный!
Доехав до границы упираемся в забор!!! Граница на замке епта.
У нас опускаются руки. Бензина, чтобы доехать до какого-нибудь озера или речки нет. Пограничники стоят пьяные с автоматами. Все жители в приграничном поселке пьяные.
Решили немного отъехать от поста и встать возле дороги.
Вездесущие монголы тут же нас нашли. Вначале приехали двое мужиков. Сели и смотрят, что-то обсуждают. Уехали.
Следом приехали еще трое, посмотрели, уехали. Приезжали пацаны, сидели смотрели... Мы поставили машины полукругом и ограничили движение монголов внутри лагеря. Как только стемнело монголы исчезли. Все занялись ремонтом своих машин.
У Александра в протекторе обнаружился небольшой камешек, который пробил хваленый BFGoodrich ровно в шишку протектора.
Я тоже получил прокол подъезжая к границе, но всего-лишь мелкую дырочку. Чтобы вытащить этот камень пришлось разбортовать колесо и выбивать его изнутри молотком.
Хотелось верить что на этом все закончится, однако утром начали собираться дети. Вначале пришла девочка, посмотрела на нас и ушла. Приехали два парня на мотоцикле и остались смотреть на нас. В итоге к обеду их собралось человек 8. Из мимо проезжающего уазика вышли дети и передали нам кусочек местного козьего сыра.
В благодарность получили по пачке печенья и убежали.
Постепенно монгольские дети стали наглеть. Стали заходить в лагерь, пытаться что-то спрашивать. Иногда кто-то из нас угощал их. В итоге при попытке Александра раздать детям сухпай, был почти разорван дикими детьми. Мы поспешили уехать с этого места. Перед отъездом дети "отжали" у нас мешок с мусором =)
Созвонившись с Омском попросили выяснить когда откроется граница. Товарищи с клуба 4x4omsk помогли нам в этом вопросе.... Выяснив что граница будет работать в воскресенье, последнюю ночь мы провели в машинах прямо перед границей. Утром собралась приличная очередь состоящая из монголов, казахов, русских и европейцев.
Прохождение самой границы особых трудностей не вызвало. Просто пришлось побегать то за ветеринаром, то за таможенником.
И вот, 14 июля мы выбрались на родину!!! Это было самое долгожданное событие за всю нашу поездку.
В кош-агаче залатали покрышки, заправились "дармовым" бензином, прокачали тормоза, подварились и благополучно вернулись домой.
КОНЕЦ.
Тема создана для истории