Бухтарма 2015

Небольшой отчет о поездке на Бухтарминское водохранилище (далее по тексту Бухтарма) летом 2015 года.
Цели этого маленького путешествия были очень простые - активный и пассивный отдых. Причем пассивный - это "лежание" на белоснежном песке, а активный - это рыбалка, осмотр достопримечательностей и созерцание красивых пейзажей.

Состав: я Владимир и моя супруга Виктория
Автомобиль: Шевроле Нива
Маршрут:
Маршрутов было запланировано два.
Первый, это программа максимум, должен был иметь конечную точку - оз. Маркаколь, что на самом юго - востоке Казахстана. Сложность этого маршрута заключалась в том, что Маркаколь находится в приграничной зоне Казахстана и Китая и для въезда и нахождения там нужны разрешения. По противоречивой из интернета информации эти разрешения то - ли совсем не нужны, то - ли нужно сделать в Усть Камане. Сразу скажу, что первый маршрут не осуществился, поэтому подробно о втором.
Второй маршрут: Омск - Павлодар - Курчатов - оз. Дубыгалинское - Усть Каман - Серебрянская ГЭС - Бухтарма правый берег - Бухтарма левый берег - Сибинские озера - Усть Каман - Семей - Павлодар - Омск.

1 день:
Выехали мы со значительным опозданием. За место запланированных 6 - 7 ми утра, старт состоялся примерно в 12 - 13 часов. Это обстоятельство сразу внесло коррективы в маршрут первого дня. И пробег в почти 1000 км до оз. Дубыгалинского, как это планировалось изначально, стал не реален. Но и откладывать старт до следующего дня желания не было то - же.
Итак в путь! Трасса Омск - Черлак, как всегда, порадовала своим достойным качеством. Пограничный пункт пропуска и покупка страховки так - же не доставили особых сложностей. Там, стоя в небольшой очереди, я познакомился и пообщался с Белорусским дальнобойщиком от которого узнал, что в Белоруссии жить совсем не легко и именно поэтому он здесь на границе с Казахстаном за тысячи верст от дома. Дальше трасса Черлак - Павлодар еще больше порадовала отличным качеством дорожного покрытия и разметкой, минимальным трафиком и отсутствием ограничений и знаков . Дорога была комфортна настолько, что, увлекаясь просмотром фильмов, ловил себя на том, что смотрю на дорогу только периферийным зрением. Двигались с постоянной скоростью 100 км/ч. Дорога радовала почти до самого Павлодара, пока не начался длинный участок ремонта дороги с объездом по полям. Причем нужно отметить, что Казахские строители дорог поливают водой объезды что - бы не было пыли. Это здорово, но результат дает слабый. На всех объездах знаки 30 или 40, хотя ехать там можно 80. Что я и делал время от времени. В общем последние пара десятков км перед Павлодаром слегка подпортили впечатление от отличной выше упомянутой трассы.
Через сам Павлодар практически не ехали так как въехав в город сразу ушли вправо на мост через Иртыш. Переехав через мост, практически сразу оказываешься на выезде из города. Было окончание рабочего дня и на выезде из города движение было достаточно плотным. Везде знаки ограничивающие скорость и запрещающие обгон. Местные аборигены эти знаки не соблюдают. Эта дорога была для меня очень знакомой так как неоднократно ездил по ней в небезызвестный Баянаул.
Проехав некоторое расстояние по трассе Павлодар - Экбастуз и дозаправившись на заправке "КазМунайГаз", доехали до поворота на Аксу. Аксу это небольшой город, который, как нам показалось, весь является одним большим предприятием по переработке руды. Вся дорога от Павлодара до Аксу сомнителного качества с выбоинами, ремонтами, обилием поворотов и ограничений.

Аксу проышленный город.jpg
Аксу проышленный город

Проехав Аксу, начали думать о ночлеге, так как был уже глубокий вечер. Выбрали место для ночлега в тополиной роще на берегу небольшого канала, впадающего в реку Белая. Недалеко от населенного пункта Беловка. Место отличное - отсутствие людей, чистота, нет комаров, наличие воды и присутствие в ней рыбы. Несмотря на поздний вечер, мы все - таки поставили маркизу, приготовили еду на мангале и даже закинули удочки. Было поздно поэтому спать легли в машине.

канал Аксу —.jpg
канал Аксу

Координаты места ночлега 51. 59.479`, 076. 56.211`.
Таким образом за первый день прошли 470 км. Есть трек этого отрезка пути.
Ввиду отсутствия интересных реальных фото первого дня, прикрепляю фотку дня грядущего.
Продолжение следует

День второй:
Проснулись рано, ибо день предстоял сложный и насыщенный. К вечеру мы планировали оказаться на Бухтарме. А именно на Серебрянской ГЭС. Взяли курс на г. Курчатов.Я уже бывал там, но ездил по другой дороге. Предстоящий отрезок пути до Курчатова был для нас не знаком. Проехав километров сто я понял, почему заправщик на АЗС возле Павлодара не знал что такое Курчатов и так настойчиво рекомендовал ехать на Семей по противоположному берегу Иртыша, делая круг через Павлодар. Охарактеризовать ее одним словом невозможно потому что она постоянно менялась от дороги с идеальным асфальтом и новой разметкой до состояния широкого пыльного профиля. Причем это повторялось много раз и никак не было привязано к наличию населенных пунктов. Все эти 200 км мы недоумевали, какой логикой руководствовались Казахские дорогостроители, когда начинали делать участок дороги не в продолжение имеющемуся, а отступив от него 10 км.
Вложение:

Апогеем прикола стали дорожные рабочие, которые аккуратно заделывали небольшие ямки на коротком участке хорошей асфальтированной дороги при том, что до него и за ним были длинные участки абсолютно без асфальта.
Подъезжая к Курчатову, многое начало напоминать, что в свои времена те места имели крайне высокое стратегическое значение.

Курчатов – прикольный город. На одной только дороге - свертке, ведущей к городу социалистических лозунгов больше, чем во всем г. Омске.
На въезде в город находится институт ядерной физики. Современные здания. Идеальная чистота.
В городе очень необычно. Жуткий симбиоз чистых дорог и обилия памятников с огромным количеством пустых заброшенных пятиэтажных домов и несоизмеримо малым количеством людей. Странно, но сотрудники ГАИ нас не остановили ни при въезде в город, ни при выезде, хотя видели как мы фотаем институт и ворота военной части. Курчатов город необычный, но нам он показался слишком грустный. Двухэтажный ресторан Иртыш, что на фото ниже, если - бы работал, то наверное смог - бы уместить большую часть жителей города.
Вложение:

Дорога Курчатов – Семей очень даже сносная, хотя и старая. Видимо сказались благоприятствующие почвы и почки нулевой трафик. На подъезде к Семею большое число военных объектов. Какие из них заброшены, а какие работают сказать сложно так как на поверхности земли только большие холмы, небольшие бетонные конструкции и колючая проволока по периметру.
Семей он же Семипалатинск. Этот город нам запомнился как город – военная часть. Возможно, конечно, что мы ехали по окраинам, но создавалось впечатление, что вокруг нас только военные люди и военные части. В Семее мы дозаправились, купили чего – то из продуктов и быстренько двинулись по направлению Усть Камана, он же Усть Каменогорск. Начались плавные небольшие подъемы и спуски. Пришлось вспомнил, что есть педаль газа. В Усть Камане в попытке найти департамент УВД познакомились с сотрудником Казахского ГаИ, сидящим с радаром в кустах прямо посреди города. Попали на штраф за превышение скорости 30 км/ч. Я сказал, что мы очень торопимся и не знаем где сберкасса. Сотрудники любезно согласились оплатить штраф за место нас и даже сделали скидку в 50 или 70 % от его суммы. Мы стремились с департамент УВД, где предполагали оформить разрешение на въезд в приграничную зону, для проезда на Маркаколь. В департаменте УВД после многочисленных попыток дозвониться с проходной в нужный нам отдел, нам это все – таки удалось. И тут мы узнали, что несколько дней назад правила изменились и что – бы нам сделать это разрешение, нужно что – бы человек, к которому мы едем, а мы ни к кому не ехали, приехал в их департамент написал заявление, предоставил копии наших документов и тогда они рассмотрят и возможно дадут разрешение на въезд. В общем разрешение на въезд в приграничную зону накрылось медным тазом, а вместе с ним и маршрут №1. Едем маршрутом №2. Времени было уже прилично, а нам предстояно еще преодолеть достаточно сложные горные дороги с серпантинами и крутыми подъемами. Поэтому мы быстро дозаправились и вперед. Кстати, г. Усть Каман очень даже приличный город - большой и чистый. Видно, что он живет и процветает.
Выехав из города, взяли курс на Серерянскпо трассе Усть Каман - Зыряновск. Я уже ездил по этой дороге и знал, что быстренько "проскочить" оставшиеся 80 км, как я думал 5 лет назад, не получится! Дорога с хорошим покрытием. Дорога идет через горные массивы и перевалы, изобилует затяжными спусками и подъемами, крутыми серпантинами с поворотами под 180 градусов с нулевой видимостью. А еще кругом отличный вид и ехать быстро не хочется дабы полюбоваться пейзажами. Высоты 600 - 1000 м.
Вложение:

На стационарном посту ГАИ, который находится в горах на повороте на Серебрянск, на нас не обратили никакого внимания. Преодолев еще 4 - 6 км спусков и подъемов мы оказались в Серебрянске. Перед нами Иртыш. По большому счету можно говорить что именно оттуда, за плотиной Серебрянской ГЭС берет свое начало русло Иртыша. Красиво там чертовски.

105931942.jpg [ 133.69 КБ | Просмотров: 575 ]

Очень быстро обследовав окресности, а их там не много по причине гор подступающих со всех сторон, мы нашли место для ночевки. Оно было вот на этом длинном полуострове. Чертовски комфортное и красивое место. координаты 49. 41.076`, 083. 20.946`. К вечеру второго дня мы прилично устали, поэтому расположились с полным комфортом - платкой, мангалом, удочками, спинингами и прочим. Тем более, то на завтра мы планировали выспаться и детально обследовать ГЭС без спешки и суеты.
Вложение:
День 3 - й - 5 - й
Как настоящий рыбак проснулся рано. Но мои весьма активные попытки поймать рыбу на этом месте не увенчались успехом.
Позавтраковав и собравшись двинулись изучать Серебрянскую ГЭС. Ночевали мы на расстоянии меньше 1 км от плотины ГЭС. Раньше из подобных сооружений я видел только Чемальскую ГЭС. Серебрянская выглядит гораздо внушительней. Разница уровней воды перед плотиной и за ней колоссальная. По крайней мере для меня. Впечатление дополняют горы высотой 1,5 км, возвышающиеся по обеим сторонам плотины и реки.
IMG_0709 — копия.JPG
I

Несмотря на утро, температура была 25 – 28 градусов. Мы решили искупаться. Вода достаточно холодная. А так думаю, что это связано с огромной глубиной, течением и обилием горных речек.
Вложение:

Понаблюдали как приезжают с отдыха Казахские, ну наверное, «элита». К причалу возле самой плотины подъехали два TLC 100. Один перегородил дорогу, другой подъехал к причалу. Из машин вышли люди. Я думаю, что это охрана. После этого к причалу подошел катер, который ожидал у плотины. Из него вышли люди, сели в машины, охрана перенесли вещи и они уехали.

Нашли вот такую прикольную запасную часть от электростанции.
IMG_0696 — копия.JPG

Дальше мы двинулись на Бухтарминское водохранилище. Ближайшие несколько дней мы планировали посвятить пассивному отдыху. В этом месте вдоль вдхр дорог нет. Мы вернулись на трассу Усть Каман – Зырян и двинулись в сторону Бухтармы. Дорога до п. Новая Бухтарма проходит по горам с обилием впусков подъемов и серпантинов. Очень красиво.
Вложение:

Популярные места отдыха, такие как Голубой Залив и прочие, на отрезке пути от Серебрянска до Алтайки нас мало интересовали по причине обилия людей и баз отдыха. Хотя многие очень хвалят те места.
От Новой Бухтармы до Алтайки можно переправится на пароме через впадение р. Бухтарма в водохранилище, а можно поехать вокруг, что – бы пересечь р. Бухтарма через мост. Мост достаточно далеко, но по последним данным Октябрьская переправа (паром) не работала и мы поехали в объезд. Доехали до р. Бухтарма. Говорят река богата рыбой, но ловить там в наши планы не входило.
мост бухтарма.jpg
мост бухтарма

Дорога отличного качества. Спуски подъемы затяжные, но пологие. Подъемы стали явно не нравиться нашему автомобилю. В затяжные подъемы он не хотел разгоняться, а иногда с трудом вытягивал на 4 – ой передаче. Думаю сказывалась высокая температура (+33) и топливо закипало в топливной рампе. Дело в том, что еще утром автомобиль был значительно приемистей.
От Алтайки дорога пошла вдоль Бухтармы (водохранилища). Дорога превратилась в грейдер. Укатанный и широкий. Комфортная скорость 60 – 80 км/ч. Трафик 1 машина в час.
Вложение:

Людей очень мало. Между населенными пунктами расстояния 15 – 25 км. В п. Нарын мы заехали в магазин. Дело в том, что в таких нас пунктах, как Алыбай, Свинчатка, Черемшанка купить что – либо не просто. Любуясь видами, мы доехали до Свинчатки. За Свинчаткой начали искать место для лагеря. В поисках места раз десять проехали туда и обратно участок берега длиною 15 км. Все дело в том, что мне нравились места у подножия скал с каменистыми островами, а Вике, моей супруге, нужен был песчаный пляж.

В результате, естественно, мы остановились на песчаном пляже под развесистыми ивами. Лагерь организовали так, что – бы палатка и машина были в тени. Благодаря этому у нас были прохладные напитки и комфортный сон. Нужно отметить, что по ночам было 23 – 25 градусов и двери и окна в палатке мы не закрывали ни разу. Особо нужно отметить температуру воды. Меня она не особо радовала так как была просто мокрой, а по температуре была такой – же как воздух 30 – 33 гр. Зато Вика была просто счастлива.

Следующий день провели пассивно отдыхая. Ловили рыбу, загорали и не вылазели из воды. Нужно отметить, что рыбалка удалась. Было поймало порядка 10 – ти крупных лещей весом от 2 до 4 – х кг и много плотвы. Так мы провели 2 дня.
IMG_0744 — копия.JPG

Координаты лагеря 49. 02.292`, 083. 59.076`.
Пройденное расстояние 314 км

17 июля мы выдвинулись в сторону оз. Зайсан. Дорога, как и прежде идет вдоль берега Бухтармы. Дорога это каменистый грейдер с плавными подъемами и спусками.
IMG_0755 — копия.JPG

Комфортная скорость 60 – 70 км/ч. Чем ближе к началу Бухтарминского вдхр, тем все дальше от водохранилища отступали горы. Постепенно они превратились в плавные сопки.
39355039 — копия.jpg

А дальше вообще в степь.
Вложение:

Справа осталась Казнаковская паромная переправа.

Так мы достатоно бысто добрались до г. Курум.

В Курчуме заехали в магазин и дозаправились. С топливом проблем небыло. Курчум - городишки по размерам как наша Малиновка, а по развитию, как наша Усть - Логатка.
Здесь остро почувствовался языковой барьер. Продавец в магазине не только с трудом что -то объясняла по русски, но и понимала по нашему плохо.
В центре Курчума на круговом движении нас остановил сотрудник, а их на этом круговом было 3 - е, по одному на каждом въезде на круговое. Он спросил у нас разрешения на въезд в приграничную зону. Я ему сказал, что у нас их нет и что мы как раз и приехали к ним, что - бы сделать эти разрешения. Сотрудник проводил нас в отделение, которое как оказалось находилось на расстоянии 50 метров. Там сотрудник по вопросам миграции объяснил нам, то мы, как оказалось, уже давно въехали в приграничную зону и тем самым нарушили закон. Я попытался "договориться" о том, то - бы нам выписали те "чудо - пропуска", которые необходимы для нахождения в приграничной зоне, но сотрудник миграционной службы объяснил, то это не в его полномочиях и что вообще ему не до нас. В то - же время посоветовал не испытывать судьбу и поехать отдыхать обратно. Никаких штрафов с нас не взяли. Мы решили поступить так, как нам посоветовали и повернули обратно. На обратном пути мы увидело табличку, предупреждающую о въезде в приграничную зону. Она действительно стояла не далеко от дороги и была за много км от Курчума.
Был очень жаркий день и, не смотря на то что было совсем немного за полдень, мы прилично подустали. Решили остановиться на своем предыдущем месте на ночевку. Но не тут то было. Был выходной день и на Бухтарме во всех доступных для подъезда и хоть сколько - нибудь интересных местах было полно народу. Так мы доехали до Нарына. Там мы пополнили запасы провизии и топлива и двинулись вдоль Бухтармы в сторону Алыбая. Ехали практически вдоль воды в поисках места для лагеря. Так доехали до Алыбая. Был вечер и мы остановились на ночлег. Местечко, хоть и не такое живописное, как предыдущее, но тем не менее очень даже комфортное. Со всех сторон горы и сопки.
бухтарма  алыбай лагерь.JPG
бухтарма алыбай лагерь

На сопках вот такие прикольные сооружения. Что они означают и зачем сделаны мы не знаем.
Вложение:

Рыбалка на этом месте была не такая трофейная, как на предыдущем, но то - же вполне результативная. Здесь ловились окунь и плотва. Причем и одна и другая рыба ловились и на поплавковую снасть и на спининг.
Здесь мы провели пару дней. Загорали, купались, лазали на сопки, ловили рыбу.
Координаты лагеря N 49. 15.441 E 84. 12.505

Проснувшись 20 июля 2015, мы первый раз за последние 10 дней увидели пасмурное небо. Супруга даже надела брюки. Нужно отметить, что с погодой повезло настолько, что я не надевал ничего теплее шортов в течение всего путешествия!
Позавтракав бухтарминскими окунями, мы двинулись в путь. Мы уже выдвигались в направлении дома. Планировали переправиться на противоположный берег Бухтармы, немного прокатиться то тем берегам, посетить Сибинские озера и озеро Дубыгалинское.
До парома добрались очень быстро. Так выглядит Васильевская переправа.
васильевская переправа.jpg
васильевская переправа

Недолгое ожидание и вот перед нами теплоход со звучным названием "Одесса". Старенький теплоход на наш взгляд, если и представлял какой - то интерес, то только как антиквариат. Но это не мешало ему быть настоящей достопримечательностью для местных жителей. Они едва взойдя на борт начали ловить рыбу, ломиться в кафе, если это можно так назвать, и проявлять прочую активность.
Вложение:

Нужно отметить, что прогулка на пароме внесла массу впечатлений в наше путешествие. Виды с середины Бухтармы - это что то.
Сгрузившись с парома, мы двинулись в сторону Усть Камана. Дорога отличного качества. Трафик близок к нулю. Дорога до Самарского практически идеальна с плавными затяжными спусками и подъемами. Высота 400 - 600 м. По пути поселок Миролюбовка - очень симпатичный населенный пункт. Ухоженный и как будто современный. Там куча магазинчиков. Можно купить свежий хлеб, копченого рипуса домашнего приготовления, разливное пиво и червей для рыбалки. Озера распологаются в так называемых впадинах - заходах в горный хребет. Таким образом получается, что
22315401 — копия.jpg

Проехав перекресток на Самарское и двинувшись в направлении Усть Камана, дорога пошла ощутимо вверх. На участке пути от Пантелеймоновки до Верхних Таинтов высота практически везде выше 1000 метров, максимальные около 1500 м. Дорога идеальная. Машин нет. Виды абалденные. В п. Таргын свенули на Алгабас. Эта дорога вела на Сибинские озера - одно из традиционных мест отдыха Усть - Каменогорцев. Дорога проселочная проходит среди гор. Много камней, спуски, поъемы поэтому скорсть - 3 я передача. Путь к озерам проходит вдоль горного хрепта. Гранитные скалы имеют различные причудливые формы.
_DSC0167_изменить размер.jpg

Сибинские озера – это система из пяти озер с чистейшей прозрачной водой, окруженных гранитными горами, которые имеют единое название Сибинские (Аблакетские). Этот туристический объект рассматривается как объект экологического туризма. Эрозия и структурная особенность гранита присутствующего на этой территории способствует образованию горных склонов о огромных камней причудливой формы. Озера распологаются в так называемых впадинах - заходах в горный хребет. Поэтому практически с трех сторон над озерами нависают скалы. На озерах много мелких туристических баз. Остановиться дикарями вдали от людей практически нет возможности. Поэтому мы проехали по всем пяти озерам, немного погуляли и двинулись дальше.

От Сибин мы двинулись в Усть Каман. Нам предстояло успеть добраться до оз. Дубыгалинского, а до него было еще приличное расстояние и поиски самого озера. Дорога от Сибин до Усть Камана очень хорошая с умеренным трафиком. У Усть Камане мы дозаправились, докупили продуктов и двинулись в направлении Семея по левому берегу Иртыша (можно ехать и по противоположному). Найти сверток на оз. Дубыгалинское было не сложно. Вернее все повороты вели именно туда. От трассы до Дубыгалинского не далеко в пределах 10 - ти км. Дорожка степная и очень пыльная. По мере приближения к цели появились сопки. среди плавных сопок прикольные как - будто выстроенные каменные нагромождения.
Вложение:

Дубыгалинское красивое озеро с чистой голубой водой. Вокруг озера невысокие горы. Берега где - то каменистые, где - то песчаные. Отдыхающих достаточно много. Так - же много мелких баз отдыха. Въезд платный. Сколько не помню, но копейки. Чем то напомнило Баянаул.

Здесь мы переночевали. На завтра предстоял длительный пробег до дома.

Это последний день нашего путешествия.
Вложение:

Мы выдвинулись с оз. Дубыгалинского в сторону дома. Предстоял приличный пробег.
Погодка была отменная - было умеренно жарко.
Дорога от оз. Дубыгалинского до г. Семей не плохая но все - же не лучшего качества. Присутствуют выбоины. Высота плавно снизилась с 350 до 200 метров. На этом отрезке на с в третий раз за всю поездку остановили сотрудники Казахской ДПС. Они замеряли скорость. Мы не превысили, но и пропустить яркий авто с российскими номерами они тоже не могли. Все вопросы, которые они задавали, были "общеразвивающего характера", такие как "а что это такое?", "а зачем три навигатора?" и т. д.
Город Семей нам по прежнему не понравился. Он по прежнему был похож на одну большую военную часть. Семей проехали быстро. За Семеем началась отличная дорога с красивыми видами. По обеим сторонам дороги ленточный бор.
Вложение:

Очень красивая и для нас не обычная природа: песчаная степь с отдельно стоящими высокими соснами.
Вскоре впечатление от качественной дороги и красивых видов омрачилось объездом ремонта дорог. Как я ухе писал выше, казахи ремонтируют дороги не так как у нас. Они закрывают участок длиною не в 2, не в 5 и даже не в 10 км, а сразу 30 - ть км. И все это расстояние едешь по пыльному объезду с ограничение скорости в 30 - 40 км в час без возможности обогнать большегрузы, которые едут там 10 км в час.
Вот такие достопримечательности попадались
Вложение:

Дорога Семей - Павлодар отличного качества. Если не брать в расчет ремонты дорог.
25074622 (1).jpg

Так мы добрались до местного места отдыха. Это озеро Тузкала. Место необычное. Первое, что прикололо, так это то, что возле на наш взгляд невзрачного степного озера было так много людей и машин. На озере организован отдых. То есть, есть несколько баз отдыха и кемпингов для стоянок на авто. Весь прикол озера в лечебных свойствах его воды и грязи. Вода в озере очень соленая. Содержание соли настолько велико, что я не только не тонул лежа на воде, но и практически не погружался в нее. После купания мыться нужно обязательно потому как покрываешься приличной коркой соли сразу как вылезешь из воды.
IMG_0017 — копия.JPG

Мы побыли на оз Тузкала не долго.
Впереди еще предстояла дорога до дома.
Павлодар проехали быстро и без каких - либо сложностей. Так - же быстро и долетели до границы.
На этот раз казахские пограничники устроили нам досмотр с пристрастием. Потребовали открыть все мелкие пакетики и сумочки, достать удилища из чехлов, вынуть все и сложить обратно из бардачка, вынуть все из под сидений. Пришлось устроить бардак в машине. По самолюбию все это, канешн, маленько хлестануло, но мы сильно не огорчились.
Дальше была быстрая дорога до дому по Черлакскому тракту. Доехали быстро и спокойно.
Прибыли домой уже поздно. Наверное, часов в 12 ночи. За последний день прошли около 1000 км (900 с чем - то).
Путешествие удалось на славу!
Зтого желаю и ВАМ!

Последнее изменение Среда, 25 Май 2016 11:07

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Другие материалы в этой категории: