Кавказ 2012

В Грузии все спокойно. Вьехать легко и выехать тоже , даже из машины выходить не надо. А вот на нашей границе как всегда бардак. По пути туда главное проехать нашу Кабарду и Осетию. На постах вымогают за вьезд.

В общем, ехали мы так: Омск-Ишим-Бердюжье-Курган-Челябинск-Уфа-Сызрань-Саратов-Волгоград-Ростов- Абинск - Шапсугская-Кабардинка (главное внедорожное приключение, переехали Маркхотский хребет)еленджик
        В Геленджике сейчас очень здОрово. Благоустроенные пляжи, на пляжах приличные кафе, туалет, душ , мед пункт, лежаки, зонтики и очаровательные жирные чайки.
В городе очень чисто (и вообще на Кубани! Вдоль дорог постоянно убирают, ну и сами люди стараются не мусорить), народ в кафе и магазинах работает приветливый и отзывчивый. Три дня отдыха от дороги пролетели незаметно
Когда переваливали через Маркхотский хребет плавать приходилось почти по петли в грязи. Геленджик 2012 г.

Пляж "Сады Морей". Геленджик 2012 г.

Чайка. Геленджик 2012 г.

За крепостной стеной. Храм. Грузия 2012 г.

Ананури. Впереди Жинвальское водохранилище. Грузия 2012 г.

Ананури. Грузия 2012 г.

Передохнув и осмотрев Ананури мы продолжили наш путь.
Должен отметить, что в Грузии рубли берут только в непосредственной близости от границы и то частники с сувенирами. Так, что или зеленые или Лари.
Проехали Мцхету, я проморгал сверток на объездную и мы влетели в Тбилиси, пришлось обратиться к местным копам за помощью, тк в город попадать мне категорически не хотелось (к полицейским , всегда можете обратиться, помогут подскажут, с кем я сталкивался все говорят по русски). На объездной есть непродолжительный, по нашим меркам, кусок разбитой каменистой дороги, проходим его и вот мы уже стоим на Кахетинской трассе.
О езде "по грузински".
Перемещение в пространстве в грузинском стиле, поначалу нас озадачило. Тем более, мы так дисциплинированно старались себя вести на наших трассах. Но мое замешательство длилось не долго, и я быстро влился в поток. "Обгон запрещен"!? -думаю скоро упразднят вообще, за ненадобностью. Саше тоже стало полегче, с правым рулем так хорошо обгонять по серединке, пропуская сплошную меж колес. Тут своя особая психология, автокультура- все ездят с нарушениями , но и тебе дают нарушать, прижимаются к обочине, пропуская тебя вперед. Когда едешь в гору на поворот, должен понимать, что не смотря на то что обгон запрещен, на встречу может вылететь особоторопящийся джигит. Могут сзади посигналить , когда просят , что бы ты пропустил. В общем, сплошное веселье, живое общение.
К вечеру часам к 10, без приключений добрались , до пункта назначения. Ужин и спать!

Дедоплис-Цкаро (Царские колодцы), во времена Советов -Цетели Цкаро, то бишь Красные Колодцы.

Люди в этом районе жили еще до нашей эры. Позднее грузинский царь Вахтанг Горгосали построил здесь укрепленный пункт, замок Хорнабуджи, тк с этой стороны на Грузию нападали персы (нынешний Иран). Район граничит с Азербайджаном, за которым Иран.
В 1803 г. русские войска организовали здесь укрепление и поселение. Их потомки и живут здесь по сей день.
В районе Дедоплис-Цкаро у нас было запланировано посещение крепости Хорнабуджи и Вашлованского национального парка.
Отдохнув денек, двинулись осматривать окрестности.
Сначала, по советам местных, "Орлиное ущелье" (названо так ошибочно русскими поселенцами, которые приняли за орлов , гнездящихся здесь Белоголовых Сипов (самый крупный падальщик Старого Света)

В скалах гнездятся Белоголовые Сипы. Хорнабуджи 2012 г.

"Орлиное Ущелье". Кахетия 2012 г.

Нагулявшись вдоволь по ущелью, едем на Хорнабуджи.
Дорога идет по зарослям кустарника, постепенно поднимаясь в гору, ветки нещадно скребут по бортам и крыше
(дырка в кустах под "жигули" не больше). Внезапно заросли отступают и у нас над головой на высокой скале появляются развалины древней крепости. Очень впечатляет!
О Хорнабуджи очень мало информации. Датируют ее то V то VII веком.
Оставляем машину на полянке и идем осматривать. В скале у подножия пещера, в ней две комнаты , очаг с дымоходом. Возможно, когда то здесь жил отшельник. Чуть поодаль начинаются ступени уводящие нас наверх к крепости. Местами приходится карабкаться на всех четырех конечностях, в одном месте проход просто завален обломками, но не для того мы жгли бензин и общались с ГАИшниками, что бы отступить перед такой мелочью ).
И как выяснилось, карячились мы не зря. Наверху становится очевидным стратегическая обоснованность данного сооружения, с обратной стороны скала обрывается далеко вниз и крепость возвышается над Алазанской долиной.
Виды просто потрясающие, стоишь на развалинах , а под тобой кружат огромные птицы. Умом можно тронуться от восторга.

Хорнабуджи.

Пещера. Грузия 2012 г.

Белоголовый Сип над Алазанской долиной. Кахетия 2012 г.

Фотографии Хорнабуджи.
В крепость ведут узкие дорожки и обвалившиеся ступени, порою вдоль скалы над обрывом. Главные ворота
Руины крепости Хорнабуджи возвышаются над Алазанской долиной. 2012 г.

Дорога к крепости. Потряхивает и дырка маленькая.

В этот день мне удалось снять пару замечательных насекомых.

Паук в стиле Билайн

Богомол

Следующим номером нашей программы, должен был стать Вашлованский заповедник, расположенный примерно в 50 -ти километрах к востоку от Дедоплис Цкаро.
К тому времени у нас появился новый, замечательный знакомый Гела (о нем чуть позже), он то и нашел нам проводника. Зовут его Амиран, в свое время он проработал в национальном парке 20 -лет , а сейчас у него своя небольшая фирма, организующая туры по Грузии (позже я выложу о ней информацию, я ему обещал). Услуги гида на день со своим автомобилем стоят 50 лари (1 лари -20 руб., короче косарь на наши деньги).
Подъем , как обычно ранний, заезжаем за Амираном и в путь. Немного асфальта , потом раздолбанного асфальта, потом по полям и вот мы взбираемся на невысокий хребет, делящий долину на две части -Большой и Малый Ширак, здесь выращиваются зерновые культуры. Дальше по хребту начинается граница национального парка. Для заповедника характерны фисташковые леса , так же распростанен можжевельник. В целом в своей западной части пейзаж напоминает саванну. По дороге Амиран, показывал нам различных птиц, (млекопитающие к сожалению не попадались) рассказывал об их образе жизни и о том , что делается для восстановления численности исчезающих видов. Например сам он участвует в программе по восстановлению популяции фазанов. (За монокуляром мы заезжали , как раз в фазанарий). Так же он поведал о том, какие бредовые идеи иногда приходят в голову грузинскому правительству- у них приняли закон по которому заплатив деньги (10 000 $ , кажется), любой приезжий может охотиться и убить любое животное, даже занесенное в Красную Книгу! По ходу, галстуков пережрали слегонца...
После почти двух часовой экскурсии, приехали на базу рэйнджеров, работающих в заповеднике. Здесь решили сделать перерыв на обед. Амиран достал нам к чаю свежайшего меда из стоящих неподалеку ульев.

Вид на западную час Вашлованского заповедника. 2012 г.

Ароматный мед.

Вашлованский заповедник.

После обеда, закинув на шею фотоаппарат, на своих двоих идем гулять по "саванне". Температура забортного воздуха плавно переваливает за тридцать, что здесь называется: "Вам повезло, что сегодня не жарко!".
Слушая лекцию, о растительном и животном мире данной местности, подходим к 900-летнему дереву. Это босвелия или олибанум (ладанное дерево) ,высушенная смола этих растений чадит в кадилах священников по всему свету. "Старик" выглядит внушительно, и во всем его облике сквозит, мудрость прожитых веков. Обнимаем его , дабы напитаться от него энергией (все перемазались в смоле:) пахнем ладаном- нечистая нам теперь не страшна до вечера точно ).
Что бы не допустить перегрева, четырех сибирских организмов, Амиран дает нам отдышаться в прохладной тени деревьев, их ветви опускаясь до земли образуют шатры , где всегда царит прохлада и можно передохнуть. Возвращаемся к автомобилю и экскурсия продолжается- едем в каньон высохшей реки. Скалы очень живописны, есть тут и "замковая скала", и "великая стена", и пещера отшельника на отвесном склоне. На срезе видны отложения ракушек- уровень океанского дна тысячи лет назад.
Наш путь лежит в саванну.

Олибанум - ветеран. Вашловани 2012 г.

Вашлованский национальный парк огромен, и осмотреть его за день вряд ли получится. Надо приезжать на пару дней, для этого здесь есть все условия (кемпинговая стоянка, гостевой дом). В парке постоянно находятся рэйнджеры.
На обратном пути повстречал свою несбыточную мечту - экспедиционный грузовик на базе Mercedes Atego в компании с грузовиком Reno (французы едут в Вашловани). Вблизи агрегат выглядит внушительно, достойный просвет, зачетные колеса, лебедка. Подсказали заморским чувакам дорогу, поулыбались по старой европейской традиции, хай, бай и до дому.
Нас ждет Хевсуретия!

"Замковые" скалы. Вашловани 2012 г.

Жывотное. Вашловани 2012 г.

Пещера отшельника. Должно быть пару- тройку сотен лет назад осыпь начиналась от порога иначе как он туда попадал. Вашловани 2012 г.

На гравийных подъемах греется масло в коробке (даже с выключенным Over Drive), перехожу на 1-ю.

В Грузии я замыслил два "больших" радиальных выезда Хевсурети (Дедоплис Цкаро-Ахмета-Тианети-Шатили-Муцо) и Тушети (Дедоплис-Цкаро - Омало -Дартло). Но времени осталось только на один. И так как наш новый знакомый Гела (а по паспорту- Зураб) хевсур, мы в его сопровождении отправились в Шатили.
Первым делом заезжаем в Алаверди (Кафедральный собор Святого Георгия и монастырский комплекс).
Гела рассказал нам о празднике , Алавердоба который здесь проводится ежегодно 28-го сентября. Посвящен он епископу Иосифу, основателю монастрыя, а так же приурочен к сбору урожая. Гуляния растягиваются недели на три. Режут баранов, устраивают различные конкурсы. К примеру такой два музыканта , поочередно поют куплеты, понося соперника распоследними словами и кому первому нечего будет пропеть тот и проиграл. Драться, как заверил нас Гела, категорически запрещено и поножовщины практически не бывает. Так же проводятся скачки, борьба и прочие состязания.
Поплутав по Ахмете, с помощью местных жителей, которые сопроводили нас на машине, находим нужную нам дорогу.
Путь на Тианети лишен асфальта. Проклацав зубами около часа, встречаем указатель " Кветера" (в Грузии на все достопримечательности установлены указатели, темно коричневого цвета), решаем глянуть и сворачиваем на боковую дорожку,приводящую нас к воротам в разрушенную крепость на территории которой стоит небольшой храм Х века.

Кафедральный собор Алаверди. 2012 г.

Храм в крепости Кветера. 2012 г.

Храмовый свод. Кветера 2012 г.

Размяв ноги продолжаем наш путь, а он уводит нас мимо Жинвальского водохранилища в горы к перевалу Медвежий Крест. Несмотря на то, что расстояния по картам невелики, времени и топлива уходит много, от Дедоплис-Цкаро ехать часов 7-мь (примерно 250 км). Топливо можно купить в магазине села Корша. Заправок нет. Зимой регион вообще отрезан от страны, дороги закрыты. Взбираемся на перевал -2876 м , любуемся видами.
Спуск намного быстрее чем подъем, через дорогу, срываясь в пропасть , бегут ручьи. В одном месте проезжаем через занавес из капающей воды.
Спускаемся в ущелье и вот перед нами неприступный город-крепость Шатили. Прикинув по часам , что в Муцо мы не успеваем (18 км), никому не хотелось в темноте преодолевать Медвежий Крест. Решаем посвятить оставшееся время обследованию Шатили.

Шатили высится над ущельем. 2012 г.

Шатили

Дороги Хевсуретии. 2012 г.

Жинвальское водохранилище. 2012 г.

Пора и мне завершить свой небольшой рассказ.
Из Хевсуретии решили ехать через Тбилиси, (зачем я согласился ехать через город..), въехали в столицу уже в темноте, пробки и «грузинское» вождение в совокупности с незнанием местности изрядно попортили мне кровушки. Я по сторонам головой крутить не поспевал, но спутники говорят - местами было симпатично. В конце концов как поется в песне «уставший и злой, но весьма довольный собой я вернулся домой» ) в Дедоплис-Цкаро.
Побыв еще денек на благодатной, гостеприимной Грузинской земле, помыв и сделав необходимое ТО автомобилям , двинули в обратный путь.
В этот раз на границе проторчали 4-е часа.
Теперь нам предстоит самое главное испытание на всем нашем пути - посты Владикавказа, Осетии и Кабарды. Владикавказский пост пролетели (слава тебе господи!), но обрадовались мы рано, на границе с Кабардой машут палкой, ГАИшник весом в треть моего автомобиля, и в полтора колеса ростом, пухлой потной ручонкой изымает наши документы и лезет с ними в свое гнездо – здание поста (и это на таком посту! с автоматчиками, со всеми делами, как они нормативы сдают?? Вот побежит боевик или наркоторговец и что сделает подобный боец?! Смачно рыгнет ему во след? Или прицельно пёрнет вчерашним шашлыком? Позорище одним словом ) Мы с Сашей даже боялись, что он умрет пока в будку свою залезет по лестнице.
Но чуда не произошло и отдышавшись этот осколок унитаза изрек примерно следующее:
-«Ну что Филипп Викторович, дашь денег или я сейчас беру фонарик и пойду искать у Вас в машинах?....» .
- «Сколько?»
-«500»
(Думаю, на 500 и я, со своим знанием ПДД, найду нарушений (даже без фонарика), прибавив к этому потерю времени в случае собакоприменения для поиска наркоты, о чём недвусмысленно намекалось в самом начале , я всё равно сказал:
- « дорого»… )) ),
но жопа с ушами торговаться не хотела и твердо стояла на своем, аргументируя это тем , что у него тут и по пять «листов» оставляют. В общем, пришлось проститься с пятихаточкой.
Едем дальше следующий пост. Район Прохладного. Кабардинцы.
Автоматчик машет палкой, процедура та же, документы забирают и идут с ними в будку типа их «проверять или оформляться» , а там тебя ждет развод на бабки за проезд.
Итак наш эсэсовец, уносит документы в будку и говорит: «Подождите сейчас человек выйдет и вы пойдете», а у поста стоит Киа 86-й регион (пузатый такой кроссовер не знаю как называется), понятно: мурыжат там человека. Ждем… . Долго, че то ждем, видать гражданин из КИА сопротивляется…. И тут у фашиста просыпается совесть! Решив , что ожидание клиентов (те наше) неприлично затянулось, он идет в здание поста, выносит наши документы и говорит «Возьмите ваши документы. Счастливого пути!» . Мы даже обрадоваться не смогли, так они нас зае..ли.
Решаем ехать до тех пор пока не проедем все эти республики.
Потом был Ставропольский край, Калмыкия с ее бескрайними степями, буддистами и отличным кафе под Элистой где порции такого размера , что сожрать я смог только борщ вежливо отказавшись от второго. Волгоград, Башкирия, Татарстан, Урал и вот они - родные Омские околочки!
Грузия осталась за плечами. Удивительная страна, поражающая разнообразием ландшафтов, населенная добродушными и замечательными людьми, которые не смотря на все тяготы их нынешней жизни остаются верными своим традициям, традициям гостеприимства и какой то древней, христианской доброты.

В финале своего сумбурного повествования хочу поблагодарить замечательных людей, которых я подбил в соучастники этого безобразия и которые стойко терпели мое общество на протяжении 16-ти дней и 9000 км.
Свою женульку Ксюшу и экипаж стойкого, всепроходимого (даже на 31-й резине) Сурфа -Александра (Goriniy) и Юлю.
Новых друзей- Гелу с его добродушием и огромным запасом легенд и Амирана с его профессионализмом и исчерпывающими знаниями по природе Грузии.
А так же всех добрых и отзывчивых людей, что повстречались на нашем пути в этом путешествии.

Последнее изменение Вторник, 23 Июль 2013 16:14

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно